Не секрет, что многие татуировщики не умеют рисовать. Они неплохо повторят чужую картинку или фото, но не владеют художественными навыками и инструментами. К счастью, я не пишу о таких. Я пишу о Еве Карабудак (Havva Karabudak) – художнице, которая спутала в моей голове понятия живописи и татуировки, умело манипулируя как кистями, так и иглами.

 

Есть два «вида» изобразительного искусства, вызывающих восторг и одобрение у неискушенной публики: когда что-то знакомое, затиражированное до дыр, или когда «ух ты! смотри, ничёси как похоже – как настоящее». Именно поэтому среди покупателей картин так востребованы копии известных работ, а среди татуировки так распространен реализм. Борьба модернистов с некой утилитарностью искусства пала смертью храбрых под давлением ценностей ширнармасс.

Впрочем, не всё ж художникам голодными сидеть, неправда ли? Если есть спрос, почему не ответить взаимностью? Тем более когда ты талантлив и способен привнести в этот порочный круг немало интересного и творческого, несмотря ни на что. Хавва (Ева) Карабудак нашла свою оригинальную нишу: она делает реалистичные работы и копии великих мастеров в миниатюре – и всё это тату-машинкой! Тончайше проработанные детали (вплоть до мазков) не могут не заставить протирать глаза в попытке прояснить, действительно ли такое возможно.

 

Как тату-мастер Ева Карабудак начала свое становление еще в родной Турции, что вдвойне удивительно, учитывая не сильную популярность татуировки в этой стране и религиозные аспекты рабочей деятельности женщин. Она изучала историю искусств в Анкаре – и это сразу читается в ее работах, а также всегда занималась рисованием.

 

Ева стала профессиональным татуировщиком в 2011 году, умело добавив к этому все полученные знания и хорошо сформированный художественный вкус. Как и большинство именитых тату-мастеров, в начале карьеры она искала свой стиль, опираясь на работы других, экспериментируя с формой, стилистикой и техникой – от дотворка до акварели, от геометрии до реализма.

Ее первые татуировки были очень далеки от того, что она делает теперь, но даже и тогда она стремилась выделиться среди большинства мастеров. Например, Ева увлекалась вышивкой крестиком и использовала эту технику для реализации задуманного изображения, зачастую смешивая разные стили в одной татуировке. Получалось, надо сказать, весьма убедительно и со вкусом.

 

Спустя время Ева Карабудак перебралась из Стамбула в Нью-Йорк, благоразумно посчитав, что это пойдет на пользу ее таланту и востребованности, и теперь успешно работает в студии Bang Bang Tattoo с несколькими другими крутыми и разноплановыми татуировщиками. Я не зря заострила внимание на коллегах Евы. Я считаю, что именно такой и должна быть настоящая среда в любом творческом коллективе – разнородная, многоплановая, где каждый может привнести что-то свое, где идет постоянное взаимовлияние. Это дает рост и подпитку для развития.

Сегодня Хавва Карабудак известна своими татуировками-миниатюрами как правило в форме круга, внутри которого содержится целый мир – и я не преувеличиваю. Ее маленькие работы удивительным образом засасывают внутрь себя. Возможно, причиной этому поразительная детализация, ведь при просмотре всех тонко прописанных мелочей невольно погружаешься в саму действительность картины. А может быть, все дело в самом объекте изображения – фантазийные сюжеты, пейзажи с бесконечной перспективой, зачастую списанные с натуры, и иногда погруженный в них беззаботный человек. Да и сама эта тонкая рамочка вокруг так и подначивает выйти за ее пределы – с противоположной стороны, в мир, где все так красочно и привлекательно.

 

Вы, вероятно, заметили, что я использую лексику, как правило, применимую к описанию художественных работ, исполненных красками на холсте. Но в этом и есть главная хитрость, кроющаяся в деятельности этого мастера, – она работает не красками, все мельчайшие оттенки, полутона, плавные переходы и мазки, которые создают образ и такую потрясающую реалистичность, нанесены иглой тату-машинки. Это высший пилотаж!

Поверьте, встретить на коже живописный шедевр размером 5 х 5 см и не поразиться его исполнению просто невозможно. А чем дольше всматриваешься, тем глубже погружаешься в этот сюжет, ощущая себя его частью. Право, друзья, о таких работах нельзя не говорить словами искусствоведа.

 

Я уже давно наблюдаю за творчеством этой девушки, но каждый раз изумляюсь, мозг пытается найти подвох: а вдруг это приклеенная на кожу качественно распечатанная обработанная фотография? Ну невозможно понять, как иглой нанесен рассеянный свет, отражение, блики, северное сияние, как прописана каждая травинка, как проработан не только передний, но и задний план – причем так натурально, что создается эффект присутствия. На этих нескольких сантиметрах кожи!

 

Добавлю также, что, в отличие от многих коллег по цеху, Ева Карабудак рисует свои эскизы от руки карандашами и тонкими кистями, а не использует никаких планшетов и электронных перьев. Вероятно, это помогает ей так тонко чувствовать иглу и ее возможности, к тому же позволяет «порепетировать» и продумать все цветовые шаги заранее.

Не хочу сказать, что второй способ создания эскизов – читерство, но есть в нем что-то менее художественное что ли, больше напоминающее макет для дизайна рекламы, чем рисунок. Впрочем, у обоих вариантов совершенно равные возможности впоследствии и украсить, и изгадить тело.

 

Помимо собственных эскизов Ева (не поворачивается язык сказать) набивает копии картин известных мастеров разных эпох – также в миниатюре. Тут еще раз хочется восхищенно выдохнуть «ах!» и затаить дыхание, углубляясь в просмотр знакомых деталей. Да, они все на месте. Но как??? Сразу вспоминается Паганини с его виртуозной игрой на скрипке и зарождаются суеверные подозрения. Ты видишь мазки, но их нет, ты чувствуешь запах масла, покрытого даммарным лаком, но его нет!

А самое приятное, что в этих копиях нет какой-то пошлости или вульгарности, которая так часто присуща работам на основе знаменитых произведений. Все-таки соответствующее образование сопутствует трепетному и умелому обращению с классикой.

 

К сожалению, шедеврам Хаввы Карабудак не дано быть такими же бессмертными, как и полотнам, которые она так мастерски повторяет иглой. И это, как ни парадоксально, относится именно к перманентным изображениям. Как бы хорошо ты ни заживил татуировку, как бы трепетно ты за ней ни ухаживал, недолог век тонкой линии и крохотных точек. И если в других стилях и работах это не так критично (а чистому реализму – так даже на пользу), то в случае с миниатюрой рано или поздно вся красота и необыкновенность картины сойдет на нет, линии чуть растекутся, мелкие детали сольются и превратятся в пятно, а цветовые сочетания – в градиент. Нет, в них все еще можно будет узнать былой сюжет, но той изысканности, загадочности уже не останется… Так что созерцайте прекрасное, пока оно не растворилось!