Всем тем,
кто считал и считает,
что консерватория — это сплошь нафталиновые интеллигенты
с переизбытком важности и лет,
к прочтению обязательно!

В Рахманиновском зале Московской консерватории прошёл концерт с непонятным названием «Биомеханика 3.0». Если вы думаете, что поход в консерваторию - это что-то, что окунёт вас в мир смазливых интеллигентов, которые больше строят многозначительные лица, чем исполняют музыку, то могу вас заверить: у вас есть возможность открыть для себя много нового. Например, произведение для фортепиано, электроники и видео. А как насчёт опуса, где в составе заявлены четыре эндоскопические камеры? Разбираемся, что это вообще было и стоит ли жалеть, если вы это пропустили.

Представляли свои работы в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» два композитора: Александр Хубеев и Николай Попов. Они были представлены как композиторы мультимедиа, и неспроста, потому что видео работы и работа со светом сопровождали звучащую музыку. Вы скажете: «Как же так! Янис Ксенакис играл со световым сопровождением ещё в конце прошлого века, а уж соединить музыку и цвет, так и вовсе придумал Александр Скрябин в своём бородатом году!» Но нет, - отвечу я вам, - здесь отличие в том, что видео и свет не просто сопровождают музыку, но являются полноценным смысловым элементом перфоманса. Вот, например, названия нескольких композиций и заявленные составы: Николай Попов — SynchroSynth для фортепиано, электроники и видео, KCI_2311 для виолончели, электроники и видео; Александр Хубеев — Luce для ансамбля, электроники, видео и света, «Стон земли» для струнных объектов.

Звучит странно и интригующе, не так ли? Но давайте всё же порассуждаем. Конечно же, это был концерт современной музыки в её довольно ярком проявлении. Представленная сторона современной сцены, которую я бы назвал около-академической, выросла из музыкального авангарда ХХ века. А это уход от гармонии, ритмики, тональности со всеми вытекающими. На сегодняшний день это по-прежнему так. Поэтому, чтобы адекватно воспринять происходящее на сцене, нужно кое-что узнать о современной музыке.

 

 

Главное, что, на мой взгляд, важно понимать - это не та музыка, которую приходят послушать с целью получить эстетическое удовольствие или восхититься мастерством исполнителя, нет. Это, в первую очередь, эксперимент, и по большей части, увы, не очень удачный. Со стороны чаще всего выглядит, мягко говоря, странно, часто отталкивающе для простого обывателя, который смотрит на всё это свысока и по-достоевски многозначительно спрашивает томным голосом: «А музыка, музыка-то где?..»

Друзья, не будьте простыми обывателями! Ведь если смотреть на композиторов не как на сумасшедших, творящих не пойми что, а как на людей, которые прежде всего ищут что-то новое, пытаются найти привычное за границами восприятия, ограниченного традициями, тогда вам не захочется смеяться, когда люди на сцене начнут играть на кухонных принадлежностях. Тогда вы сможете понять происходящее и, по крайней мере, сформировать своё отношение к такого рода мероприятиям от искусства. Тогда же вы сможете различать, что стоит вашего внимание, а что - вторично.

Я приведу в пример один из номеров прошедшего концерта и попытаюсь наглядно показать, что я имею в виду. Исполнение произведения Luce Александра Хубеева выглядело так: на сцену вышел ансамбль из семи человек, один встал за синтезаторы, шестеро сели в полукруг как секстет. Только в руках у них были прозрачные пластиковые доски и кувшины, на каждого светил прибор своего цвета. И вот после многозначительной паузы они начинают, глядя в ноты... скрести кувшинами по пластику.

 

 

Думаю, даже заядлых посетителей таких концертов в подобные моменты посещает мысль о том, что они явно где-то свернули не туда. Но если отбросить первое впечатление и сосредоточиться, вслушаться и вдуматься, то что-то начинает происходить. Постепенно, казалось бы, ужасно противные звуки перестают казаться таковыми, ухо начинает цепляться за отдельные звуки, даже созвучия… Всё восприятие заполнено этими звуками, не то хаотическими, не то сакрально упорядоченными… И вот в какой-то момент в глаза бросается пространство, которого до этого вроде бы не было.

Я не просто так сказал, что предметы в руках исполнителей прозрачные: свет, направленный из центра полукруга наружу, вырисовывает на стенах причудливые силуэты, которые, кажется, живут сами по себе, и что именно силуэты на стенах издают эти резкие звуки, царапая свой двухмерный мир пустыми руками, пытаясь вылезти из него. И эти силуэты, и эти звуки, и всё происходящее начинает порождать в сознании какой-то самобытный поток ассоциаций, который уносит чёрт знает куда, создавая чёрт знает какие образы, пока исполнение не прекращается. И тогда общий, уже ничего не значащий свет мягко возвращает сознание в то Сейчас и Здесь, откуда его только что смыло причудливой комбинацией странных звуков и жутковатых образов.

 

 

Я, безусловно, не претендую на стопроцентную истинность своего толкования, да это и не нужно. Современное искусство так устроено, что в нём верна та трактовка, к которой зритель или слушатель пришёл сам, их может быть сколь угодно много и каждая может быть по-своему верна. Решать, почему концерт называется «Биомеханика 3.0» авторы тоже предоставили каждому для себя. Может быть, это намёк на симбиоз в работах живых исполнителей и техники, может быть, потому что сам по себе видеоряд вызывает такие ассоциации. Так что каждый читатель, кого я смог заинтересовать, должен сам хоть однажды сходить на подобный концерт и определить своё отношение.

Что же касается конкретно этого концерта, я бы назвал его вполне удачным, бóльшая часть представленных произведений нашла отклик, как в моём личном восприятии, так и у зрителей в целом, что довольно редко случается. Александра Хубеева и Николая Попова определённо стоит иметь в виду. При том, что оба представили как минимум по одной «пустой работе», которые оставили после себя лишь недосказанность и ухмылку, в целом их творчество довольно интересно и, что немаловажно, индивидуально.

На этом на сегодня всё. Но надеемся, что это был не прощальный концерт.