Каким же образом фаната Джойса и всей модернистской классики может дико увлечь хардкорная стимпанк-фантастика? Ответ очень прост. Для этого потребуется только «Вокзал потерянных снов» книга эксцентричного и смелого автора с причудливым псевдонимом Чайна Мьевиль.

 

 

Но речь в этом тексте пойдет не об этом антропологе и докторе философии, марксисте и троцкисте и при этом авторе дикого стимпанка, а о моих впечатлениях от его творчества.

«Вокзал потерянных снов» начинается с ковыряния в ... Я думаю, вы догадались, где... То есть с типичного утра маргинального ученого Айзека Дэн дер Гримнебулина. Сразу же появляется желание закрыть книгу. Уже в этом есть что-то общее с Джойсом. Убогая квартира Айзека, на плите готовится яичница. Главный герой тайно встречается с не менее маргинальной скульпторшей Лин, у которой вместо головы огромный жук. Встречаются они тайно, потому что по законам упаднического полицейского мира связь между представителями разных рас недопустима.

 

 

Несмотря на то, что у дамы вместо головы отвратительное слюнявое насекомое, Айзек испытывает к ней нежные романтические чувства. Она готовит ему завтрак, а потом они резвятся в постели. Вся книга пронизана истошными по своей натуралистичности моментами, испражнениями и вонью города-государства Нью-Кробюзон. Вот первое, что меня зацепило. Натуралистичная, живая стимпанк вселенная.

 

 

Отвращение и одновременно любопытство вызывают жертвы основной карательной меры Нью-Кробюзона — Переделанные. Это люди, тела которых были беспощадно трансформированы палачами-биомагами в нечто фантасмагорическое. Головы, наживленные на металлические штыри, вместо тела — стальной каркас. Вживленные в кожу перья. Ручки младенца, припаянные к лицу матери, в наказание за его убийство, чтобы всегда напоминать ей о содеянном.

 

 

Сюжет романа «Вокзал потерянных снов» крутится вокруг борьбы с тварями из другого измерения – нечто напоминающее мотылька, но размером с птеродактиля и уродливым телом с множеством крыльев и длинным языком, способным высасывать из мыслящих существ их сны, страхи, тайные надежды и грязные желания. Словом все, что таится в глубинах нашего бессознательного. Довольно крутой ход. И это второе, что меня будоражит в этой книге.

А ещё невероятные сюжетные находки, небанальные, живые и остро чувствующие персонажи. Ученый Айзек по игре случая становится обладателем гусеницы этого жуткого создания, и, естественно, она вызывает у него интерес. Таинственная тварь, вылупившись, сжирает бессознательное его друга и улетает восвояси. Что, если не это, способно заставить ученого положить всю свою жизнь на уничтожение неведомых уродов. В борьбу с мотыльками вступает и государство, впрочем, не особенно успешно. Не дает результата и попытка заключить сделку с потусторонними силами.

Линия подружки Айзека Гримнебулина Лин не менее увлекательна. Она тусуется в барах, о которых знают только «свои» — такие же маргинальные художники, как и она. Лин сознательно отказывается от удела женщины-хепри (название ее расы) — нечто похожее на удел женщин из сериала «Рассказ служанки» материнство, жизнь по домострою и почитание Богини.

 

 

Во вселенной Мьевиля у всех женщин-хепри есть биологические способности к созданию скульптур путем выделения вязкой слюны из задней части головы-жука. Как правило, этот природный дар используется для создания образов Богини. Вот только Лин выбирает путь истинного творчества и создает то, что интересно именно ей. Скульптуры Лин высоко ценятся в среде настоящих художников, но ей определенно чего-то не хватает. Нет крупных заказов. Ее творческая душа жаждет сложных и высокооплачиваемых задач.

 

 

Как известно, рано или поздно мы получаем то, что хотим. Только вот достается нам это совсем в ином виде, что наталкивает нас на мысли о плохом чувстве юмора Бога, ну или вселенной. В маргинальном творческом мире всегда присутствует скрытый элемент криминальности. Так, через цепь сложных связей, об искусстве Лин узнает один из самых влиятельных наркоторговцев Нью-Кробюзона господин Поппури.

К слову, этот опаснейший тип занимается производством одного из самых популярных наркотиков – сонной дури, которую получают из выделений тех самых мотыльков. Поппури хочет, чтобы Лин изготовила его скульптуру в натуральную величину и готов ей заплатить гигантскую сумму. Казалось бы, вот он шанс, воплощение ее амбициозных мечтаний. Если бы Лин и Вы знали, чем этот заказ для нее обернется…

«Вокзал потерянных снов» погрузил меня в яркий, красочный, пахучий мир полицейского тоталитарного государства, а увлекательный сюжет не давал оторваться от неё даже на работе. Это был мой первый опыт как читателя в жанре стимпанк, и он мне понравился. Кстати, книга получила премии «Хьюго» и «Небьюла», что является высшим признанием в жанре фантастики. Итог — настоятельно рекомендую к прочтению.