Возможно, вы встречали фаюмские портреты в музейных коллекциях: увидев один из них, уже не забудешь отрешенный, устремленный вдаль взгляд. Еще больше изумляет период создания этих произведений: первые века нашей эры, но как современно они выглядят! В этой статье мы предлагаем узнать: как, кем и для чего создавались настолько реалистичные образы, а также разгадать загадку их удивительного взора.

 

 

История открытия

К 1616 году путешественник Пьетро делла Валле успел побывать на Корфу, в Стамбуле, Александрии и Каире. Исследовав пирамиды в Гизе, он отправился в оазис Эль-Файюм: итальянцу очень хотелось привезти на родину настоящие мумии, которых здесь, как говорили, находилось с избытком. Однако неповрежденные захоронения было нелегко разыскать: Египет кишел грабителями, промышлявшими как драгоценностями из гробниц, так и самими останками. В конце концов, делла Валле отыскал подходящие экземпляры: ими стали три мумии начала нашей эры, две из которых украшали впеленанные в бинты портреты.

По возвращении на родину спустя 10 лет Пьетро привез своим соотечественникам множество диковинок, в том числе мумий с портретами, которых впоследствии назвали «фаюмскими» по месту обнаружения. Правда, европейцев эти изображения не слишком заинтересовали, как не привлекли особого внимания и следующие подобные находки, сделанные в 1820-х годах.

 

 

Все изменилось в 1880-х, когда торговец антиквариатом Теодор Граф обнаружил в оазисе Эль-Файюм еще несколько погребальных портретов и привлек к их изучению египтолога Георга Эберса. Исследователь опубликовал об открытии научные статьи, что привлекло внимание широкой общественности. Фаюмские изображения стали популярными, а это и нужно было Графу: теперь торговец мог продавать портреты по всему миру, рассказывая, будто они принадлежали фараонам.

Нужно сказать, что европейцы были в восторге: почти вся античная живопись к тому моменту была уничтожена, а портреты, найденные в Фаюмском оазисе, являлись оригинальными картинами античных авторов — невероятное открытие!

 

 

Почти одновременно с Теодором Графом археолог Флиндерс Питри нашел неподалеку от Фаюмского оазиса, по разным сведениям, от 81 до 90 мумий с портретами. Спустя 20 лет успехом увенчалась еще одна экспедиция Питри: в ее ходе было обнаружено 70 погребальных изображений.

Эти раскопки положили начало систематическим исследованиям фаюмских портретов, благодаря которым сегодня нам известно уже около 900 экземпляров. Они находятся в частных и государственных коллекциях по всему миру. К несчастью, большинства погребальных изображений мы уже никогда не увидим: они были утеряны «стараниями» расхитителей гробниц. У нас также очень мало сведений о том, кем были владельцы портретов: грабители запросто избавлялись от табличек с именами и профессиями усопших.

Погодите, но что же мы тогда знаем о людях, портретами которых сегодня восхищаемся? В каких условиях они жили, и как получилось, что утонченное античное искусство «подмяло» под себя суровый египетский канон? Попробуем разобраться.

 

 

Античный Египет

VI век до н.э. принес Египту потрясения: государство захватило персидское войско, сурово обращавшееся с местным населением. Спустя два столетия в страну пришли македоняне во главе с легендарным Александром, но его правление длилось недолго: молодой царь умер спустя восемь лет после африканских завоеваний. Его приближенные напряженно боролись за власть, хватаясь за осколки огромной империи. В итоге, Египет достался одному из полководцев Александра — Птолемею I Сотеру.

Созданная Птолемеем династия успешно правила государством с 323 по 30 годы до н.э. За это время Египет стал чуть ли не самой могущественной державой эллинистического (греческого) мира. Все испортили римляне: они захватили страну в 30 году н.э., и расцветшее царство стало провинцией огромной империи.

 

 

В результате завоеваний Египет превратился в огромный плавильный котел, в котором нашлось место как коренным жителям, грекам и римлянам, так и другим этносам. Со временем разные народности, уживавшиеся в государстве, смешивались между собой, и в начале нашей эры Египет населяло огромное количество метисов, предпочитавших считать себя эллинами. Эта гремучая смесь представляла собой средний класс — он и являлся основным заказчиком погребальных изображений.

 

 

Для кого создавались портреты

Фаюмские портреты создавались в I-III вв., когда Египет уже находился под римской властью. Из-за использования недешевых материалов сами изображения также были дорогими — их могли позволить себе только один-два процента населения. Конечно, качество портретов и мастерство их исполнения разнилось в зависимости от стоимости.

Большинство запечатленных на портретах — юноши и девушки, реже встречаются изображения детей, взрослых и пожилых людей. Такое количество молодых лиц можно объяснить высокой юношеской смертностью того времени. Но существует еще одна теория: возможно, портреты писали заранее, чтобы украшать ими дома владельцев, и только после смерти последних произведения использовали для погребения. Кто-то мог скопить деньги на такое изображение уже во взрослом возрасте, а кто-то умирал в детстве — и тогда портрет писался посмертно.

 

 

Интересен способ, с помощью которого исследователи устанавливают время создания портретов: римская мода доходила в Египет спустя 20-30 лет после зарождения тренда, так что, проанализировав прическу и одежду изображенных, мы можем понять, когда они жили.

 

 

Зачем создавались портреты

Сегодня мы знаем, что фаюмские портреты — это продукт мультикультурализма Египта, в котором объединились обычаи египтян, римлян и греков.

Так, египтяне стали мумифицировать своих усопших более чем за 20 веков до н.э. Они верили: у каждого человека есть бессмертная душа-двойник Ка, которая после смерти человека может периодически возвращаться в тело. Для того чтобы Ка узнала свою материальную оболочку, нужно было сохранить ее, а также дополнить захоронение погребальной маской и табличкой с именем умершего. Маска могла быть сделана из картонажа, гипса, дерева или металла, черты человека передавали по строгим канонам, а глаза изображали огромными, ведь душа должна была вернуться в тело именно через них.

 

 

Наводнившие в IV веке до н.э. Египет греки первое время продолжали кремировать своих мертвых, как делали это на родине. Но вот обычаи римлян были созвучны традициям завоеванной территории: они издавна украшали дома бюстами почивших родственников, а потому оказались готовыми перенять местные практики. Правда, с некоторыми оговорками: с приходом в Египет римлян погребальные маски стали тщательнее передавать портретное сходство и создаваться из тонких деревянных досок.

 

 

Египетские эллины (или, скорее, их потомки-метисы) переняли у римлян этот обычай портретирования, добавив в него свою любовь к идеализации.

 

 

Как мы видим, фаюмские портреты взяли понемногу от искусства трех народов: традицию создавать погребальные маски от египтян, портретное сходство от римлян и идеализацию от греков.

Техника и материалы

Когда Теодор Граф впервые представил миру фаюмские портреты, многие решили, что это мистификация. «Изображения выполнены с невероятным мастерством, да и краски выглядят свежими!», — подумали они. Да, техника, с которой написаны эти произведения, поражает — до нас дошло мало живописных произведений античности, однако древние художники были настоящими мастерами своего дела. Но что насчет материалов?

Оказывается, первые фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики, то есть красками на основе воска, славящимися необычайной стойкостью. Их изобрели, а затем привезли с собой в Египет эллины.

Для создания таких красок нужно было использовать цветные пигменты, смешанные с пчелиным воском либо древесной смолой. Наносить их на доску или ткань было невероятно трудно: художник орудовал горячим металлическим стержнем, накладывая густые мазки. В итоге получались объемные, реалистичные портреты — правда, все еще с огромными глазами (помните про Ка?).

 

 

К III веку н.э. живописцы постепенно перешли с энкаустики на темперу. Эту краску изготавливали на основе куриных яиц и воды, она была менее трудоемкой в работе и более дешевой, но у нее было множество минусов. Так, цвета темперы плохо смешивались между собой, из-за чего художники прибегали к штриховке и упрощали свои произведения. С этой поры создание погребальных портретов было поставлено на поток, и их уже не индивидуализировали так, как раньше.

 

 

Закат эпохи

Экономический кризис, который Рим переживал в III веке, предоставление гражданства всем свободным подданным империи и распространение христианства, из-за которого языческие религии приходили в упадок, повлияли на традицию создания погребальных портретов. Понемногу она сходила на нет и оказалась забытой на 16 веков.

И все же… Присмотритесь к ранним христианским иконам и мозаикам. Энкаустическая и темперная живопись, глубокий взгляд больших глаз, изображение анфас — ничего не напоминает? Да-да, многие принципы, применяемые египетскими художниками при создании фаюмских портретов, перешли в живопись последующих веков, в особенности повлияв на византийское искусство.

 

 

А что насчет взгляда? Теперь мы знаем, куда смотрят фаюмские портреты: их взор направлен в вечность. Души их обладателей отправились в загробный мир, но они вот-вот должны вернуться и ожить. Видите — они уже словно живые?..

 

 

 


Автор: Элина Багмет