Тени, намёки, полутона и, конечно же, женские фигуры. Смесь ню с артхаусом, странный коктейль из света, перспективы, ракурсов и силуэтов. Чешский фотограф Франтишек Дртикол (František Drtikol, 1883-1961) вошёл в мировую историю как мастер чёрно-белой классической фотографии. В основном мастер делал портретные и эпические снимки в стиле ню. Критики отмечают в его творчестве также влияние модернизма и символизма.

«В творчестве Дртикола важно то, что он соединил человеческую пластику, человеческое тело и геометрические формы… У Дртикола рождается новая реальность и совершенно новое пространство», − говорит искусствовед Мария Шейнина.

 

Отличительной особенностью фотографий мастера является свет. Ему он уделяет столько же значения, как и главному герою снимка. Без этого «персонажа» кадров чешского фотографа не существовало бы вовсе, ведь именно свет выступает проводником между человеческой физикой и математической геометрией. Именно он гармонично «вписывает» тела в пространство, создает неповторимую атмосферу загадки и драмы.

Не вдаваясь в подробности творчества Дртикола, можно обвинить его в создании обычной эротической фотографии. А как ещё можно назвать карточки с изображениями обнажённых див? На большинстве снимков видно не только силуэты и полутени, но и оголённую женскую грудь, аппетитные линии бёдер. Но на самом деле мастера волновало не плотское воображение, а знаки и символы. Кроме того чешский художник в человеческой наготе видел печать Бога.

«Очевидно, что Бог не создал человека одетым, человек появился на свет обнаженным. Поэтому я рассматриваю наготу как творение собственно Бога, как саму красоту, как явление в высшей степени духовное», − говорил он.

Особенно интересно увлечение Франтишека различными духовными практиками. Фотограф занимался йогой, медитировал и переводил древние тексты на родной язык. Дртикол также практиковал тибетский буддизм и входил в состав теософского общества. Мало того, он был не только талантливым фотографом, но и хорошим переводчиком. Благодаря ему на чешский язык переведены такие памятники индийской культуры, как свод учений «Махаяна» («Великая колесница»), «Ваджрая́на» («Алмазная колесница, одно из трех основных направлений буддизма), «Упаниша́ды» (древнеиндийские философско-религиозные трактаты), произведения индийского мыслителя А́ди Шанкара и «Тибетская книга мёртвых».

Родился Франтишек Дртикол 3 марта 1883 года в небольшом чешском городке Пршибрам. С детства мальчик хотел стать художником, но его родители понимали, что эта профессия не способна прокормить человека и обеспечить ему стабильное будущее. Поэтому они предложили компромисс – профессию фотографа. Некоторое время Франтишек противился, но потом понял, что родители правы. Сначала он обучался в местной фотостудии Антонина Мальташа, а затем в Научно-исследовательском институте фотографии в Мюнхене. После окончания института последовала практика в Европе и открытие собственной фотостудии.

В 1911 году совместно с другом Августином Шкарда был создан «бренд» «Дртикол и Ко» (чеш. Drtikol a spol.), который продержался на рынке искусства до Первой мировой войны. На фронте Франтишек много рисовал и писал письма своей любимой девушке, которые в ХХI веке будут выпущены отдельным сборником.

После войны его учениками были Ярослав Росслер (чеш. Jaroslav Rössler) и Иосеф Ветровский (чеш. Josef Větrovský), а музой – жена Эрвина Купферова (чеш. Ervína Kupferová), танцовщица. В 20-х годах у мастера стали проходить выставки, на которых зрители и критики воспевали его талант. После он стал преподавать фотографию, затем несколько раз возвращался к живописи, занимался философией и политикой. Умер фотограф в 1961-м году на своей вилле в окружении любящих учеников.

Очень интересны фото Дртикола, сделанные в 30-е годы. Тогда Франтишек отказался от стандартной работы с моделями и помещал перед камерой вырезанные из картона фигуры. Некоторые говорят, что эти эксперименты были связаны с мистикой и восточной философией. Тем не менее они подарили миру удивительные фотографии и отличную идею для творчества. Сам автор называл этот период «фотопуризмом».

 

 

Очень известна фотография чешского мастера «Тёмные волны, 1926-27». На ней как раз изображена его визитная карточка – женская фигура, вписанная в геометрию. Нагота и волны, свет и тень.

 

 

Знаменита и вот эта фотография. Скорее всего, она сделана также методом «съёмки картона» и символизирует религиозное учение – об этом недвусмысленно говорят вытянутые символические фигуры черного и белого цвета.

В 1929-м году вышла книга фотографий «Обнаженная натура работы Дртикола» (фр. Les nus des Drtikol), затем − «Мир души» (чеш. Svět duše), а в 1938-м году Франтишек выпустил книгу из 46 ню-фотографий «Женщина в свете» (чеш. Žena ve světle). Сейчас рисунки и фотографии Франтишека Дртикола находятся в признанных музеях мира.