Работы Анны Ермоловой окутаны дымкой старины и трогательного очарования. Натюрморты в исполнении этого фотографа излучают загадку и неуловимую лёгкость. А снимки, посвящённые балету, отсылают нас к гениальным картинам Эдгара Дега, но в современном исполнении.

В эпоху «цифры» Анна Ермолова с ещё большим трепетом относится к традиционной фотопечати. Она владеет несколькими старыми техниками и активно использует их в своём творчестве. Специальный корреспондент Artifex Алина Кроткая пообщалась с фотографом о рукотворных изображениях, магии плёнки и балете.

 

Artifex: Когда вы твёрдо решили, что будете фотографом?

Мне всегда хотелось связать свою будущую специальность с творчеством. Я мечтала о профессии художника, но мне не хватало навыков для сдачи вступительных экзаменов. Фотография стала для меня альтернативным вариантом.

Много времени ушло на поиски учебного заведения, которое давало бы полноценное профессиональное образование. Я выбрала Московский политехнический колледж им. Моссовета, потому что он единственный тогда выпускал фотографов. Съездив туда один раз, я поняла, что хочу учиться именно в нём. Я не ошиблась в выборе: слишком много там людей, которые болеют фотографией. Вот и меня заразили ☺

Artifex: Профессия фотографа оказалась такой, как вы себе её представляли?

Скажу так: я не разочаровалась ☺ Профессия фотографа оказалась очень интересной и многогранной. Всходишь на одну гору, тебе открывается другая, и нет им конца. Взбираться на вершину всегда тяжело, но, преодолевая препятствия, испытываешь радость.

 

Artifex: Я знаю, что вы владеете двумя старыми техниками фотопечати. Расскажите, пожалуйста, о них.

Цианотипия и резинотипия – это техники получения фотоизображения, которые относятся к концу 19 века. По своему принципу они различны. Цианотипией сейчас увлекаются многие. Резинотипия более трудоёмка и сложна.

Artifex: Чем они для вас интересны?

Рукотворностью. Дело в том, что полученное изображение очень похоже на живописное. Оно единично. Второе такое же невозможно сделать даже при соблюдении всех технологий. Это мне и нравится.

Artifex: Часто ли вы пользуетесь ими для фотосессий?

Я пользуюсь этими техниками скорее для создания конкретных серий, проектов. Из-за своей трудоёмкости часто работать с ними невозможно.

Artifex: Расскажите про свой самый первый опыт проявки изображения.

Помню только чувство радости от того, что подобралась так близко к процессу мокрой печати. Ощущение, что ты участвовал в рождении изображения, остаётся навсегда.

На мой взгляд, фотографу желательно начинать своё обучение с плёнки, постепенно включая в свою работу «цифру». Плёнка дисциплинирует. И конечно, это определённая культура отношения к изображению.

Artifex: Как вы считаете, с появлением цифры из ремесла фотографа исчезла некая магия или нет?

Появление цифровых камер, с одной стороны, облегчило труд фотографа, с другой, превратило фотографию в чрезмерно массовое увлечение: только ленивый сейчас не занимается ей. А понятие магии довольно субъективно. Для меня это выразительный образный снимок, который наполнен настроением и находится вне времени. Я считаю, что если у фотографа есть глубокое понимание своего дела, то его работы и будут наполнены той самой магией. И всё равно, какую технологию он при этом использовал.

Artifex: Я заметила, что вы любите фотографировать в жанре натюрморт. Чем он вас привлекает?

Любовь к натюрморту мне привили в колледже, когда пришло понимание, что это тот же портрет, но без присутствия человека. Натюрморт − это форма визуального языка и мышления, которая мне по душе. Каждая деталь имеет своё место, значение. Работая над нюансами, можно создать историю.

Artifex: А как родилась фотография с фруктовой партией в шахматы?

Это тот же натюрморт, но не классический. Мне нравится работать с едой и искать ассоциации между съедобным и несъедобным. Периодически я возвращаюсь к этой теме.

 

Artifex: Ещё одна интересная серия фото – это балет. Как пришла идея создать такой цикл?

В какой-то момент я поняла, что могу выражать многие свои идеи посредством балета. Танец – это жизнь. Он вбирает в себя огромное количество аспектов, которые мне интересно исследовать. Например, темы творческого пути, развития личности, взаимоотношений.

Artifex: Я правильно понимаю, что к балетной серии вы возвращались в разные периоды творчества? Она есть и в цифре, и в старых техниках.

Да. Так получилось, что к балету я возвращалась уже несколько раз. До последнего момента это был поиск того самого языка, о котором я только что рассказала. Помимо этого мне очень приятно работать с актёрами балета. Это люди, которые по-настоящему отдаются своему делу.

Artifex: Чем вы увлекаетесь, кроме фотографии?

В какой-то момент я поняла, что фотография – это образ жизни. Поэтому всё, чем я увлекаюсь, так или иначе связано с фото: кино, литература, история, музыка. Люблю делать что-то своими руками.

Artifex: Анна, спасибо, что уделили нам время!