С 8 февраля по 7 мая 2017 года в Центре Фотографии имени братьев Люмьер прошла первая выставка всемирно известного фешн-фотографа Дениса Пила (Denis Piel), внёсшего неоценимый вклад в развитие «модной фотографии» 80 годов. На ней было представлено около 60 известных работ мастера, который, кстати, целых 30 лет мечтал приехать в Россию.

Масштаб личности французского фотографа говорит сам за себя. Ему позировали Ума Турман, Настасья Кински, Голди Хоун, Шарлотта Ремплинг и Джейми Ли Кёртис. Он снимал для журналов GQ, Vogue, The New York Times Magazine, Vanity Fair и других, а легендарный главный редактор издательства Condé Nast Александр Либерман говорил о нём так:

«Денис Пил – один из великих фотографов современности… Он привнес в фэшн-фотографию невероятно свежий взгляд, он показал жизнь современной женщины так, как это не удавалось прежде никому»

 

Фотография для Пила – это не просто статичное изображение. Главное для него – рассказать историю, создать определенную сцену, своего рода «стоп-кадр». Зритель должен не просто смотреть на фотокартину и получать визуальное удовольствие, в его голове должно возникать много вопросов и домыслов по поводу того самого остановившегося мгновения, запечатленного на пленку: что происходило до того, как фотограф нажал на кнопку? Почему герои оказались именно в этих местах и позах? Что произойдет дальше? В воображении каждого зрителя должен родиться «фильм».

Именно поэтому Денис Пил так любит работать с профессиональными актрисами. Часто фотограф дает им роль, ворох одежды для съемок, помещает в нужную среду и ждет подходящего момента с камерой наготове, будто охотник. Модели действуют самостоятельно, поэтому истории получаются живыми и интересными.

«Меня интересуют кинематографичные моменты, я стараюсь поймать их. Мне не нравится поза, статичные кадры, я ищу что-то реальное и живое. Но эта реальность должна содержать в себе вопрос и толчок к размышлениям и не должна быть законченной. Однажды на съемки сериала в замке Ховард мы привезли с собой павлина и устроили импровизированное соревнование между птицей и девушкой-моделью в нарядной одежде. Было интересно поставить вопрос: кто красивее на самом деле?» - поясняет он особенности своего подхода к делу.

Интересна история знаменитой съёмки Голди Хоун для журнала Rolling Stone. Фотограф пришёл к модели домой, где она показывала ему наряды, которые могли бы пригодиться для фотосессии. Все кадры родились именно во время этого непринужденного разговора и демонстрации одежды, ведь когда люди не позируют, не напрягаются в попытке что-то изобразить или лучше выглядеть, они настоящие и естественные. А Денис Пил хотел «поймать» именно индивидуальность актрисы, а не образ, в который она может войти.

Визитной карточкой фотографа стала фотосессия 16-летней Умы Турман. Это была первая съёмка в карьере будущей культовой актрисы. Говорят, что именно Пил разглядел в юной леди звезду.

 

 

«Во время той съемки присутствовали еще две модели, это была групповая фотосессия. Но я очень хорошо помню, что поймал себя на том, что не могу остановиться снимать Уму. Она была невероятно притягательна…» - вспоминает Денис о том дне.

Кстати, для него имеют большое значение отношения фотографа и модели на съемочной площадке. По его словам, фотограф обязательно должен быть немного влюблен в свою модель, тогда получится шедевр.

Ещё для Пила важно, чтобы никто из девушек не чувствовал себя неловко. Возможно, в этом и заключается секрет успеха мастера? Модели для него не «живой материал», с помощью которого нужно красиво запечатлеть стильную одежду, они для него – целые вселенные со своим уникальным внутренним миром, чувственностью, характером и переживаниями. Донна Каран однажды сказала:

«Денис представил фрагменты из жизни успешной женщины с настоящим подходом режиссера. Он придал женщине текстуру, движение и эмоции. Он рассказал о ее внутреннем и внешнем мирах. Денис в состоянии сделать это, потому что он любит и понимает женщин»

Другой представитель моды, стилист Джон Вертин, считает, что Пила можно назвать «Стенли Кубриком мира моды», потому что чувства, которые он испытывает при рассмотрении работ фотографа, можно сравнить с чувствами от фильмов Кубрика:

«Холодная элегантность образа, странное напряжение или даже наэлектризованность состояния в кадре»

Говоря же о сюжете снимков, он замечает, что тот понятен не сразу, осознание приходит позже, но пробирает до мурашек.

Напомним, что известный фотограф Денис Пил родился во Франции в 1944 году, детство и юность провёл в Австралии, там и начал карьеру в качестве помощника по печати. Уже в 22 года он открыл собственную фотостудию, а затем начал работать для журналов Vogue Australia и POL. В 70-х годах Пил продолжил своё творческое развитие в Европе, где сотрудничал с ведущими журналами и брендами. В 79-ом фотограф переехал в США, где получил работу для New York Times Magazine и был замечен тем самым Александром Либерманом, существенно повлиявшим на его карьеру. Уже в 1989 году фотограф получил престижную премию Leica Medal of Excellence for Commercial Photography. После этого он создал продакшн-агентство Jupiter Films и посвятил себя кино и рекламе.

Вот так шаг за шагом, от Австралии до Америки через Европу и протаптывал себе путь талантливый фотограф. А вы готовы «обогнуть» глобус ради своей мечты?