Белые стены и минималистичный дизайн мультимедиа АРТ музея очищают сознание от повседневной реальности и готовят место для новой, совсем «необъективной» реальности Верещагина. Выставку слышно уже на этаж ниже, ощущаешь себя завороженным мотыльком, который бессознательно летит на огонь. Только в нашем случае этим чарующим магнитом становится не свет, а музыка.

«На пороге» с экрана нас встречает сам Верещагин. Сергей Смолин, организатор выставки, близкий друг Игоря Верещагина, режиссёр и продюсер предоставленного видео, провел экскурсию специально для Artifex:

«Видео создано нашими друзьями. Одним из генераторов идеи был Валерий Осьмаков. Он великолепный оператор и молодой режиссер, видящий очень специальным образом»



Представленное видео эксцентрично. Его динамика поглощает внимание, как гипнотическая спираль, а музыка вторит этому ощущению, притягивает и концентрирует.

«Самое главное – музыка. Видео представлено тремя повторяющимися блоками, в общей сложности длящимися девять минут. Композицию специально для этой выставки написал наш друг Боря Назаров. В дальнейшем мы продолжим это музыкальное произведение, допишем еще 25 минут со струнным симфоническим оркестром – это будет абсолютно авангардное звучание. Сейчас мы уже работаем над этим и позже попробуем сыграть то, что получится в Москве», – рассказывает Сергей.

Смотришь на кадры, сменяющие друг друга и, правда, будто выпадаешь из «сейчас». Вот что говорит по этому поводу Сергей:

«Никакой объективной реальности нет. Это мое глубокое убеждение, любая реальность – она не объективна. Она такая, какой ее видит каждый из нас. Получается, что любая максимально объективная реальность для нас на деле является совершенно субъективной»

Музыка из видео будет следовать за нами по пятам, она слышна во всех залах выставки. С ее помощью создается непередаваемая атмосфера загадки, в совокупности с представленными на выставке снимками «повседневности» она превращает все в игру, где главная задача – разгадать тайны бытия представленных персонажей.

«Именно эта выставка не планировалась к рождению, потому что она представлена очень личными работами Верещагина. Эти фотографии были сделаны в 70-х годах, тогда он был студентом томского университета. Когда я увидел вот эту фотографию, я просто влюбился в Веру, супругу Игоря, еще раз! Совершенно непонятно, где сделан снимок. Похоже на Париж 60-х годов, но это томское общежитие. Фантастика – такой неореализм, такая романтика!

 

 

Когда я увидел эту историю, то заставил Игоря раскопать все архивы. В итоге получилось то, что мы сейчас видим. Изначально эта выставка называлась «70-е». Мы долго думали по поводу названия, был еще второй вариант - «Молодость», который, кстати, тоже не был принят. Но эта выставка все-таки про молодость, она про то, что не имеет времени и пространства», – объяснил нам организатор.

 

 

Фотографии притягивают к себе цветами и энергетикой. Взгляд пытается охватить все детали, все эмоции, излучаемые снимками. Можно без труда уловить настроение в глазах героев, в их улыбках и выражениях лиц. Можно почувствовать движение жизни в замершем мгновении пленки.

Игорь поделился с нами своими личными впечатлениями:

«Молодость – это состояние, это энергия. Можно быть молодым в 100 лет, а можно быть абсолютно старым в 16, что мы очень часто и видим сейчас. Верещагин - он молодой, то есть он был молодым и остается таким! Я называю людей, как он, “делатели”– такие не стоят на месте, у них куча идей. Эта выставка про молодость, про те состояния, которые заставляют с горящими глазами смотреть в будущее и думать, что время бесконечно, а способности - безграничны»

 

Особое внимание обращают на себя фотографии детей. Если в молодых людях проявляется некое скрытое обаяние, то малыши привлекают искренностью, непосредственной прямолинейностью эмоций. Фотографу удалось запечатлеть их в мимолетном сердечном порыве. Сергей объясняет это следующим образом:

«Ведь все это снято не специально. Верещагин же стрит фотограф. В данной серии он запечатлевал своих друзей, огромное количество случайных моментов. Это истории из его жизни»

 

 

В первом зале на кадрах можно увидеть не только очень близких Верещагину людей, но и его самого.

«Вот сам Игорь, смотрите какой модный! Здесь очень много семейных фотографий», – пояснил нам Сергей.

Все снимки представленные в залах интересны, и их нельзя охарактеризовать как-то в общем, потому что для каждого они будут обозначать что-то свое.

 

 

Мы бы хотели поделиться личными историями некоторых фотографий, которые нам рассказал Сергей:

«Вот посмотрите на эту прекрасную барышню - сразу можно понять какую музыку слушали студенты в то время. Это важный момент, об этом Игорь рассказывал очень часто. В 70-х годах, заходя, например, в какой-нибудь университетский кампус, ты изо всех окон слышал Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Kinks, The Small Faces – это все герои того времени. А потом он говорит: “Я попал в тот же самый кампус в конце 80-х и был сильно удивлен. Из всех окон лилась совершенно другая музыка – это был Филипп Киркоров, Алла Борисовна Пугачева и другие”»

 

 

«В этом зале мне особенно нравится фотография братского алюминиевого завода. Я там сам никогда не был, но Игорь мне рассказывал, что по какому-то странному стечению обстоятельств, о котором знают люди, занимающиеся металлургией, и как видно на фото – хвойные деревья там не растут. Можно увидеть березы, траву, и она даже будет зеленая, но вот хвойные растения не выживают. Они вырастают до какого-то определенного размера, а потом начинают как бы отдыхать, не выпускают свои иголки. И, смотрите, какой там невероятный пейзаж!»

 

 

«Это единственная фотография, которую сделал его отец Евгений Верещагин. Я не удержался и настоял на включении ее в выставку. Хотя, конечно, она немного концептуально по времени здесь не живет»

 

 

«Я считаю, что это гениальное фото. Оно не постановочное, а снятое в моменте. Наверняка, они договорились о том, что он будет прыгать, но фотография сделана с первого раза»

 

 

«А вот эта фотография имеет исторический контекст. Эти ребята - студенты, они приехали на военные сборы в Казахстан. Игорь рассказывал о том, что в день, когда был сделан снимок, они видели как взлетает ракета с Леоновым на борту. Это снято как раз в тот момент, когда все стартовало, когда весь мир говорил о “Союзе-Аполлоне”, о пожатии руки в космосе, об этой невероятной миссии»

 

«Последний зал – музыкальный. Он достаточно современный. Здесь абсолютно все люди легко узнаваемые. Фотографии частично взяты с выставки Given and Stolen (“Подаренные и украденные”). Это тоже была наша серьезная концептуальная идея. Подаренные – это то, что делается с ведома человека, которого ты фотографируешь. Украденные – это то, что делается без ведома человека, когда ты, по сути, украл образ, потому что снял, а об этом никто не знает. Часть этих фотографий вошли и в «Необъективную реальность», правда, их немного. Эти портреты являются страстью Верещагина. Со многими фотографиями связана целая история. Например, вот эта фотография Чака Берри с девочкой, сделана она в Москве на концерте. Девочка, спустя много лет, нашлась. Мы пригласили ее на выставку, и когда она увидела снимок, то очень расчувствовалась. Этот снимок уже полмира облетел и был во многих журналах»

 

 

Музыкальный зал - это отдельная история. Он сильно отличается энергией от других. Это своего рода алтарь славы и таланта.

 

А в заключение хочется привести слова Сергея, которыми он очень точно охарактеризовал творчество Верещагина:

«По какому-то невероятному стечению внутренних энергетик все, что он делает, отдает чем-то очень солнечным и позитивным. Вот бывает так, что кто-то что-то делает и у него получается мрачно - прямо совсем жить не хочется. И это тоже нормально, наверное. А у Верещагина, чтобы он не делал, всегда невероятная радость, свет, улыбка. И на самом деле все представленные фотографии - об этом»