«Он нашел свою нишу, чем-то напоминающую место Достоевского в литературе. Лица его персонажей просты и знакомы, сцены обыденны и узнаваемы – но за каждой бытовой ситуацией, движением глаз, поворотом головы читается многослойная история человеческой жизни, философская драма со светлым концом»

© А. Чиженок

Вспомните, с каким увлечением мы каждый раз изучаем новые и необычные гаджеты. Мечтаем о них и копим деньги, чтобы купить все самое модное и лучшее. А теперь представьте, что в советской Литве было что-то похожее. И «гаджетом» в этом случае был фотоаппарат. Фотографией занимались все, кому это было интересно. Но кто знал, что обычное увлечение перерастет в призвание и прославит страну на весь мир? Литва оказалась первой республикой СССР, где впервые организовался клуб ценителей фотографии. И создателем Союза фотоискусства ЛССР стал Антанас Суткус (Antanas Sutkus).

 

Все началось с того, что Антанас решил накопить денег на велосипед. Но, сам не понимая почему, признается он спустя многие годы, купил в итоге фотоаппарат. Восьмикласснику достаточно было создать фотолабораторию в школьном туалете, чтобы проявлять свои снимки. И как это часто бывает, все вначале делалось ради интереса и любопытства. Первые фотографии – это заснятые родственники и друзья. А уже серьезные работы были сделаны во время учебы в институте.

Кумиром Суткуса, как и многих литовцев, является национальный герой страны Тадас Блинда (Tadas Blinda). Он славился своим благородством, и местные прозвали его последним Робином Гудом. Видимо, поэтому Антанас решил учиться на факультете журналистики.

«Я никогда не думал становиться фотографом, а мечтал быть журналистом. На то время мне казалось, что только эта профессия способна добиваться правды», — говорит Антанас Суткус.

Творческий альманах Artifex уже познакомил вас с работами таких литовских фотографов, как Ромуальдас Пожерскис и Ромуальдас Ракаускас. Они также являлись членами фотоклуба Суткуса и тесно работали с ним над общими проектами. Официально считается, что это сообщество образовалось в 1969 году. Многие работы авторов фотоклуба до сих пор не были нигде опубликованы.

Это связано с тем, что из-за идеологической цензуры, которая была установлена в стране, многие фотографии приходилось хранить в архивах. За десятилетия он стал настолько огромен, что все еще не был полностью отсортирован, поэтому работа над ним продолжается. Кто знает, что еще интересного найдется в килограммовых залежах негативов и фотопленки?

 

Снимки, которые в итоге вышли в советское время за пределы Литвы на фотовыставки и даже за границу, имели колоссальный успех. Так, например, представители московской фотографии защищали своих коллег от правительственной критики, так как опыт литовской школы фотоискусства на тот момент был очень богат и разнообразен.

«Каждый день я чувствовал себя, как на войне. Словно архитектор, который мечтал построить красивые дворцы, но был вынужден заложить понтоны. Меня беспокоила лишь безопасность марширующего войска. После их службы я должен был разобрать мосты и начать строить новые», − так вспоминает главный председатель литовского фотоклуба время, когда ему приходилось защищать своих подопечных от нападок советских критиков.

В отличие от своих сподвижников, фотограф так и не окончил институт. Увлечение фотографией было сильнее. Суткус объясняет это тем, что в то время журналистика опускала многие вещи, а снимок мог рассказать намного больше, чем слова.

 

Первый его успех − фотография «Зимняя геометрия», которая в 1962 году была опубликована в журнале «Советское фото», а также во французской газете L’Humanité Dimanche. Она привлекает штрихами и общей композицией. Действие будто не останавливается только на фотографии, а кажется, что вот-вот продолжится, и на снимке появятся новые завитки и узоры.

 
Antanas Sutkus. Зимняя геометрия
 

Это было время экспериментов. Каждый фотограф открывал для себя все новые направления. Литовские документалисты работали над своими темами порой десятилетиями. Несмотря на то, что все фотографии черно-белые, по характеру и манере исполнения можно незамедлительно определить, кто именно является автором снимка.

Например, Ромуальдас Пожерскис выделял членов фотоклуба таким образом:

«Каждый фотограф имеет свою тему, и если один фотографирует, скажем, цветение, весну, то другие уже не будут это снимать. Также и с базаром, и с другими темами. То есть каждый находит свои индивидуальные образы и визуальные решения. Мацияускас, например, снимал широкоугольником, кто-то другой — портретниками. У каждого вырабатывался собственный творческий стиль и фотографические темы, которые снимались много лет. Суткус всю жизнь фотографирует человека, создает национальный портрет. Дихавичюс двадцать лет снимал красоту природы и девушек. Ракаускас семь лет работал над темой цветения. Мацияускас около двадцати лет фотографировал базар. Каждый решал свою большую тему, и никто не ориентировался на журналы или газеты»

И символом национального портрета у Антанаса Суткуса стала его работа «Пионер».

 
Antanas Sutkus. Пионер
 

Сейчас фотограф продолжает снимать серию фотографий «Люди Литвы». Работа над ней началась в 1959 году. Эти люди являются ключом к разгадке зашифрованного послания автора. Это, действительно, сильные работы, которые запоминаются и отличаются от остальных фотографий литовских мастеров тем, что они оставляют исключительно глубокое впечатление.

Мы, зрители, словно заглядываем в чужую душу и проживаем чью-то жизнь. Не зря работы Суткуса сравнивают с буддистской философией, ведь в них столько жизни и человеческой боли. Вся правда на его фотографиях изображена как на ладони. Автор словно хотел сказать: «Посмотрите на жизнь этих людей. Разве вы не видите в них себя?».

 

Одну треть квартиры фотографа занимают его работы: негативы, пленки, фотокарточки и открытки, которые печатались во времена СССР. Все это драгоценный архив, исторический кладезь той жизни, которая вроде бы уже прошла, но все еще существует где-то рядом с нами. То, что еще не забыто и будет передаваться из поколения в поколение – наша история.

Антанас Суткус ‒ великой души человек, и он остается простым народным фотографом.

«Все чаще я испытываю фаустовское удовольствие — я собираю фотографии дней былых и смотрю на них с чувством человека, для которого уже все прошло. Это момент, когда встречаются жизненный опыт и интуиция. И это все, что у меня есть…»