Старый фотограф, ретушируя негативы фотографий, пояснял парнишке: «Это нужно для того, чтобы человек выглядел более естественно». «Я бы не стал этого делать», – смело ответил одиннадцатилетний малец старому профессионалу. Сегодня речь пойдет о человеке, который внес огромный вклад в искусство фотографии. Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864-1946) – мастер пикториализма, благодаря которому фотография стала частью искусства.

Многие искусствоведы говорят, что он практически в одиночку «втолкнул» это искусство в ХХ век. Делом всей жизни Альфреда Стиглица было учение о том, что фотография – это такое же искусство, как и живопись. На своем пути он то и дело встречал препятствия - финансовые трудности, непонимание и даже презрение окружающих, - но от своей цели не отказался.

 

Родился Альфред в штате Нью-Джерси в богатой еврейской семье, которая эмигрировала из Германии. Рос смышленым и крайне любознательным ребенком. Одним из его детских увлечений было посещение фотоателье, где он наблюдал за работой мастеров. Там по легенде и состоялся тот самый пророческий диалог о том, что ретушировать фотографии ненужно. Впоследствии, даже прославившись на весь мир, Стиглиц никогда не занимался ретушью снимков, считая, что это может «убить» фотографию.

Поскольку его родители были приверженцы старой европейской образовательной системы, было принято решение, что Альфред должен получить образование на родине. В 17 лет он поступает на машиностроительный факультет в Берлинскую Высшую техническую школу. Но его не сильно увлекла его будущая профессия. Благодаря достаточно высокому положению в обществе юный Альфред имел возможность общаться с художниками и писателями. Он все больше интересовался искусством, и наиболее активно - авангардизмом.

Общение с творческими людьми привело юного Альфреда к тому, что он сам уже не мог оставаться только наблюдателем.

«Я купил ее, принес в свою комнату и с тех пор практически не расставался с ней. Она очаровала меня, сначала это было для меня увлечением, после – страстью», – вот что говорил Альфред о приобретении своей первой фотокамеры.

И действительно, после покупки фотоаппарата он практически никогда не выпускал его из рук. Его жизнь изменилась, молодой человек мог часами бродить по Берлину, стараясь запечатлеть жизнь такой, какая она есть. Это было не просто увлечение, а одержимость.

Отправившись в путешествие по Европе, Альфред и там не расставался с камерой, стараясь сделать как можно больше снимков. В объектив своего фотоаппарата юноша старался поймать всё многообразие действительности, которая его завораживала. Это были не только люди самых разных социальных слоев, но и городские и сельские пейзажи. Такая увлеченность творчеством в скором времени была вознаграждена: в 1887 году Альфред Стиглиц получил серебряную медаль в Лондоне на конкурсе фотографов-любителей. Это была его первая награда.

Отец Альфреда настаивал на том, чтобы юноша вернулся в Америку, но юноша долгое время сопротивлялся родительской воле. Фотография в то время не считалась на его родине искусством, в то время как сам Альфред был убежден – это свежая струя в творческой деятельности. Он верил, что фотодело обладает большим нераскрытым потенциалом. В 1890 году он все-таки едет в Нью-Йорк с твердым намерением привить американскому обществу мысль о том, что фотография – это не просто техническое средство передачи окружающей действительности. Его целью было заставить людей смотреть на фотографию, как на новый вид творчества.

Вернувшись в Америку, Стиглиц становится партнером в фирме, изготавливающей фотогравюры. Но свою страсть к фотографированию он не забыл. Мало быть просто одаренным человеком – талант Альфреда счастливо сочетался с упорством и выносливостью. Бывало, для того чтобы сделать один ценный кадр фотографу приходилось по несколько часов ждать подходящего момента.

«Следует выбрать место и затем старательно изучать линии и освещение. Потом наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момента, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает - ждать часами», – учил он.

 

 

Плодом подобной кропотливой работы стал снимок «Пятая авеню зимой» (Winter, Fifth Avenue). Фотограф увидел в улице нечто необычное, но для полноты картины чего-то не хватало. Ему пришлось простоять на холоде три часа, прежде чем на дороге наконец-то появился завершающий элемент – конка, которая неслась сквозь метель. Альфред часто говорил о том, какой это сложный труд – ждать того, о чем не знаешь сам.

Нередко творческих людей просят выделить из всех своих работ какую-нибудь одну, самую любимую. С такой просьбой к Альфреду Стиглицу обратился журнал Life в 1899 году. После долгих колебаний фотограф все-таки назвал фотографию «Починка сетей» (The Net Mender, 1898). На ней он запечатлел молодую голландскую девушку, которая занимается ремонтом рыболовной сети. Сам мастер говорил об этом фото так:

«Он говорит о жизни молодых голландских женщин, и каждый стежок в починке рыболовной сети есть зачаток их существования. И все это порождает поток поэтической мысли у тех, кто смотрит на неё, сидящую на огромных и бесконечных дюнах и трудящуюся с серьезностью и спокойствием, столь характерным для этих крепких людей»

 

 

Снимок стал настоящей историей жизни голландского народа в те времена.

Как и ожидал Стиглиц, в Америке ему пришлось столкнуться с пренебрежением к фотографии со стороны художественной элиты. Зачастую он слышал похвалу от известных художников, но многие подчеркивали, что фотография не является творчеством. В то время считалось, что искусством является только то, что сделано руками. Но Альфред не мог с этим смириться и наставал на своем: фотография может встать в один ряд с общепризнанными шедеврами.

Стиглиц хотел показать Америку в своих работах такой, какая она есть. Он стремился представить не просто какое-то место, а жизнь в нем. Зачастую для этого ему приходилось не раз возвращаться на одно и то же место.

Например, чтобы сделать знаменитую фотографию «Здание утюг» (Flatiron Building), фотограф приходил к нему в течение нескольких недель. Отец спрашивал у него для чего ему столько снимков одного и того же здания, на что сын отвечал:

«Это не здание, это образ Америки. И я хочу его уловить»

 

 

В 1893 году Альфред Стиглиц стал редактором журнала «Американский фотограф-любитель» (American Amateur Photographer). Но отношения с коллективом не сложились. Его стиль работы коллеги посчитали слишком авторитарным, что вынудило Альфреда уйти с этой должности. Позже он стал сотрудничать с малоизвестным журналом Camera Notes. Несмотря на то, что издание было убыточным, для фотографа он стал своеобразной трибуной для продвижения собственных прогрессивных идей.

В 1902 году Стиглиц организовал выставку современной американской фотографии. Решение о том, кто примет в ней участие оказалось непростым. Для отбора фотографий Альфредом была организована инициативная группа Photo-Secession, в которую вошли его сторонники и приятели Эдвард Стейхен, Кларенс Уайт, Гертруда Кейзебир, Франк Юджин, Фредерик Холанд Дэй, Элвин Лэнгдон Кобюрн.

Позже Альфред основал «Маленькую галерею Photo-Secession» (Little Galleries of the Photo-Secession). Там выставлялись не только фотографии, но и картины современных художников. Однако дела в галерее не всегда шли хорошо, так как она пользовалась популярностью в основном среди молодежи.

Нельзя не упомянуть о личной жизни художника, так как нередко любовные отношения влияют на творчество талантливых людей. Жизнь Альфреда не была исключением. На момент открытия галереи фотограф уже давно был женат на Эмилии Обермейер. Но это был брак по настоянию родителей. Супруги не могли найти точек соприкосновения.

Во время работы своей галереи он познакомился с молодой художницей и фотографом Джорджией О`Кифф. Стиглиц был рад наконец-то встретить человека, который разделяет его взгляд на жизнь.

 

 

Альфред влюбился, а после того, как супруга застала мужа за фотографированием обнаженной Джорджии, они развелись и Альфред женился на юной девушке. Но после свадьбы стало ясно, что большая разница в возрасте - 24 года! – не лучшим образом сказывается на их отношениях. Джорджия вела достаточно свободный образ жизни и не раз влюблялась в учеников мужа. Но, несмотря на это, все равно возвращалась к супругу.

Но и Альфред тоже не был всецело предан жене. В 1927 году он закрутил роман со своей двадцатидвухлетней ученицей. Ее звали Дороти Норман. Эти отношения очень сильно отразились на творчестве Стиглица: на него вновь снизошло вдохновение. Как в юности Альфред с энтузиазмом взялся за фотокамеру. Многие исследователи считают, что именно в период отношений с Дороти им были сделаны одни из самых выразительных и ярких снимков.

Считается, что успех творчества Альфреда пришелся на 20-30-е годы прошлого века. Именно в это десятилетие его фотографии наконец-то были признаны в обществе: они печатались на страницах книг и альбомов, становились обложками журналов. Впервые фотоснимки удостоились музейного статуса - и это были работы Стиглица. Он добился своей заветной цели – фотографию признали искусством.

Постоянная борьба и нервные стрессы сказались на здоровье фотографа. Начиная с 1938 года, у него начались частые сердечные приступы. Когда же он совсем ослаб и уже не мог работать, то попал в полную финансовую и физическую зависимость от Джорджии, что его весьма удручало. Спустя восемь лет он скончался. После смерти мужа Джорджия передала практически все его работы в различные музеи и библиотеки.