Актриса театра им. В. Маяковского Вера Панфилова с детства была на сцене. Её отец, лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев, нередко брал дочь на свои концерты, но находиться за кулисами маленькой Вере не очень нравилось. Каждый раз она ждала, когда папа позовет её на сцену, чтобы спеть вместе с ним. Став взрослой, Вера не потеряла интерес к выступлениям, правда, местом для реализации её таланта стала не музыкальная, а театральная сцена. Встретившись в одной из московских кофеен, мы решили поговорить про выбор, вдохновение и судьбу.

 

Artifex: Вера, я, когда готовилась к интервью, обратила внимание на то, что ты часто используешь фразу «твоё от тебя не уйдёт», и говоришь про то, что нужно научиться отпускать ситуацию, даже если чего-то сильно хочешь. Эти советы встречаются в большинстве умных книжек, но как «отпускать» на практике, я не знаю. Расскажи, у тебя правда получается это делать?

В детстве мне мама говорила, что я вообще не воспринимаю слово «нет». И это действительно так. А папа называет меня «мой маленький танк». Потому что я пру, как танк, я давиловка. Я додавливаю все время, но это не всегда работает. И вот тогда я говорю себе: «Не сработало, надо отпустить». И пытаюсь, конечно, научиться отпускать сразу, минуя «танк», потому что упорство это, конечно, хорошо, но далеко не во всем!

Artifex: А, так вот как это работает! Хорошо, а как ты реагируешь на то, когда в профессии что-то не складывается? К примеру, ты хотела сыграть определенную роль, а утвердили кого-то другого.

Меня с детства воспитывали родители по принципу: «Твоё от тебя никуда не денется», а мой агент говорит: «титры написаны на небесах». Как сказала мой кастинг-агент – «титры писаны на небесах». А вообще, обычно пробы начинаются задолго до съёмок. Иногда кастинги длятся по полгода, и я просто забываю о том, что пробовалась. К тому же, помимо кино у меня есть театр. А кроме театра есть книги. И есть мой балкон, цветы на нём. Есть кот, есть любимый человек, есть родители. Есть огромный мир!

Поэтому я понимаю, что на профессии, которую я безумно люблю и без которой не мыслю жизни, свет клином всё- таки не сошелся.

Artifex:Ты бы могла сниматься в кино только ради денег? Когда понимаешь, что идея плохая, но ради заработка соглашаешься.

Когда у меня были первые сознательные съемки, моя киношная мама Лика Нифонтова сказала: «До тех пор, пока у тебя дети на бетоне не сидят и есть не просят, не снимайся в говне». Я стараюсь этому правилу следовать.

Artifex: Недавно актриса из России Самал Еслямова получила приз 71-го Каннского кинофестиваля за исполнение лучшей женской роли, ты эту новость опубликовала в своём Instagram. Тебя вдохновила эта история?

Я так рада, я так расстроена, я так горжусь, и я в полном недоумении, что об этом никто не говорит. Вообще – это исторический момент! Она лучшая актриса 71 Каннского кинофестиваля, а мы все «Лето» обсуждаем. Я единственный человек, который выложил постер этого фильма в ленту. Эта новость вообще прошла незамеченной. То есть то, что модно ─ у всех на слуху, а что не модно, а знаково, невероятно знаково – почему-то нет.

Artifex: Тебе бы хотелось оказаться на Каннском фестивале?

Даст Бог, окажусь. Не даст, не окажусь.

Artifex: Ты веришь в судьбу?

Я и про судьбу и про выбор. Я считаю, у нас есть судьба, но мы можем её изменить. Знаешь, есть прекрасная книга Стейнбека ─ «На восток от Эдема», мне её посоветовали родители, и она очень на меня повлияла. Так вот, в этой книге старый мудрец рассказывает про «тимшел». Тимшел значит выбор. От каждого принятого решения меняется наше будущее. Это касается всего: начиная от бытовых вещей – взять, скажем, мне эту ложку в руки или нет, повернуть направо или налево и заканчивая вопросами мировой политики. Каждое решение влияет на дальнейший ход развития событий.



Artifex: Про решения. Как ты выбирала профессию? Насколько я знаю, поступать в театральный тебе предложила мама, а папа хотел, чтобы ты пошла учиться в МГИМО на журналиста. Сама ты в пользу чего делала выбор?

В пользу веселья! У меня не было конкретной цели. И да, мне просто позвонила мама, попросила выучить басню, стихотворение, прозу. Я согласилась. Пошла поступать в ГИТИС и провалилась с треском. Пришла, нашу десятку завели в аудиторию и спрашивают: «Кто будет первым?» Я говорю: «Я». И начинаю: «Борис, пойдите сюда», я отрывок из «Войны и мира» читала. А мне: «Стоп, стоп, стоп! Подождите. Как вас зовут?» Я представляюсь и начинаю сначала: «Борис!» И меня снова перебивают: «Подождите! Подальше отойдите». В общем, я не прошла. Но я была с характером «море по колено». Сразу после провала я сказала, что иду во МХАТ . Ну типа, пошли в жопу все, я иду во МХАТ! Правда, там меня отправили на перетур. Курс набирал Кирилл Серебренников, они посчитали, что программа не очень подходит. Пришлось выучить новую.

Artifex: Опять не Борис?!

Да, не Борис, не Борис. Борис мимо.

Artifex: Ты говоришь, что в театре вас учили быть хорошими людьми. Хороший человек – это кто?

Мне было тринадцать или четырнадцать лет, и папа позвал меня на разговор. Он сказал: «Вера, ты не очень хороший человек, в тебе нет сопереживания». Вот для меня хороший человек – тот, у кого есть сопереживание.

Artifex: Раз уж мы заговорили про твоего отца, не могу не спросить: известная фамилия помогает в профессии или мешает? Кстати, в
медийном пространстве ты появляешься под фамилией Панфилова, а не Кинчева. Почему?

Не только в медийном. У папы в паспорте тоже фамилия Панфилов. Это связано с историей нашей семьи. Мой прадед, папин дед Коста Кинчев – болгарин. Из-за национальности он был сослан на Калыму и расстрелян. Прабабушка осталась одна с тремя сыновьями. Для того чтобы спасти семью, она вышла замуж за Алексея Панфилова, который был в неё влюблен и предложил взять его фамилию. Вот поэтому по паспорту мы все Панфиловы, а так Кинчевы. Отвечая на вопрос про то, помогает фамилия или нет, скажу так: меня это никак не касается. Особого отношения нет. Вообще, меня часто спрашивают: «Легко ли быть дочерью известных родителей?» А я что, была когда – то дочерью кого – то другого? Мне не сложно, это данность.

Artifex: А красота, по-твоему, помогает в актерском ремесле?

Меня сложно назвать типичной красавицей, я не очень понимаю, что такое красота. Это вообще очень расплывчатое и очень субъективное понятие. У кажого своё понимание и ощущение «красоты».

Artifex: Говорят, что если актриса симпатичная, то она обречена на попадание в рабство кудрей и одинаковых типажей.

Значит, я не симпатичная, потому что кудри проходят мимо меня (смеётся).

Artifex: Есть роль, которую тебе бы очень хотелось сыграть?

Я очень хочу сняться в немом черно-белом кино. И ещё, у меня все роли очень стержневые, острохарактерные, сейчас хотелось бы чего-то легкого.

Artifex: Ты много играешь в театре, а в качестве зрителя часто там появляешься?

Сейчас нет. Когда перенасыщен внутри, отпадает потребность в дополнительной информации. Но вообще я фанат театра Петра Наумовича Фоменко и Сергея Васильевича Женовача. Там со мной происходит самое главное, зачем люди ходят в театр – катарсис. И еще я три раза подряд ходила на спектакль Джеймса Тьере «Рауль». За время спектакля произносится лишь одно слово: «Рауль», все остальное ─ это пластика. Я сидела и рыдала, потому что мне рассказали про огромный-огромный мир и огромное - огромное одиночество каждого из нас.

Думаю, в таких спектаклях все от зрителя зависит. Сможет человек прочитать то, что заложено или нет. Может быть, а может там даже этого и не заложено, знаешь. В этом и есть большая сила искусства. Каждый может увидеть и почувствовать своё.



Artifex: Чему учит тебя театр, как раскрывает?

Театр театру рознь. В нашем театре мне удалось поработать с большим количеством режиссеров. И с каждым нужно искать новый подход и к себе, и к нему. Каждый режиссер требует свое. Так происходит твоё собственное развитие. С одним ты форму учишься чувствовать, с другим – пропускать все через себя. С кем-то учишься слышать тишину, а есть режиссеры, у которых гениальным образом получается сочетать всё.

Artifex: Приходилось ли во время учебы в театральном выполнять какие-то необычные задания?

Как-то на мастерстве нам дали задание взять блокнотики, ходить по бульварам, подсаживаться к людям и записывать их диалоги. Я до сих пор этим занимаюсь, это очень интересно. Потому что каждый человек по-разному строит речь, формулирует своё мнение, бывает, встречаются какие-то очень интересные обороты.

Artifex: Какую музыку ты любишь?

Я меломан. Сейчас в моих наушниках Оззи Осборн. Мы с папой идем на его концерт, поэтому я готовлюсь. А так у меня даже Лена Темникова есть. Мне нравится, что она делает. Она сама пишет музыку, слова, двигает свою тему. Я испытываю большое уважение к таким людям.

Artifex: Какие ее песни тебе нравятся?

«Мне нормально» нравится. Я замучила всех! Я записала эту песню с разными накладками на лицо в Instagram, знаешь тот фильтр, где рот большим становится? Вот с ним, например. Потому что «мне нормааально!» Вообще, я люблю водить машину. Машина – это моя комната для прослушивания музыки и слушаю я там почти всё.

Artifex: Что тебя вдохновляет?

Природа. Я микровизуал. Тактильный микровизуал. У меня весь балкон в цветах, и каждое утро я бегу на него, потому что там есть росточек, которого вчера я не видела. И это вызывает умиление, я к растениям, как к детям, наверное, отношусь, их сила и тяга к жизни меня и вдохновляют.

Artifex: Вера, сейчас пора вступительных экзаменов начнется. Что посоветуешь тем, кто поступает в театральный?

Быть собой. Не говорить интонациями, которые поставил репетитор. Найти тему, то, что тебя цепляет и попробовать полететь.

Artifex: А как справиться с волнением?

Как справляться с нервами, каждый сам решает. Все происходит в момент. Лично мне хочется всех порвать!

Artifex: На этом и завершим. Спасибо за интересное интервью!