Давно уже прошли те времена, когда каждый мальчишка хотел быть космонавтом, но бескрайние просторы галактик все еще манят людей неразгаданными тайнами. В самом деле, кто бы не хотел стать счастливым обладателем собственной вселенной с россыпью звезд, напоминающей порванную нитку жемчуга?

Японский мастер по работе с термостойким стеклом Томидзу Сатоши (Tomizu Satoshi или 戸水賢志) своими руками воплощает человеческие мечты.

 

О жизни художника по стеклу известно мало. Главным поворотным моментом его биографии стала история о том, как Томидзу, интересовавшийся космосом, в 2008 году познакомился с процессом создания аксессуаров из термостойкого стекла. А затем он решил объединить оба своих увлечения.

Небольшие стеклянные шарики на первый взгляд напоминают живую иллюстрацию к фильму «Люди в черном», но в отличие от кино, где галактика на поясе у Ориона была всего лишь компьютерной графикой, произведения Томизду более чем реальны.

Все эти крошечные шедевры делаются вручную с помощью высокой температуры. Для создания подобной работы может потребоваться множество разных материалов. Центром «вселенной» обычно является планета, для создания которой Томидзу нередко использует обработанные полудрагоценные камни. Наиболее эффектным образом раскрывается опал, меняющий свой цвет при изменении освещения и угла зрения.

Продумывая окружающее пространство, мастер обращается к таким материалам, как подкрашенное стекло и спирали из него, маленькие кусочки золота (для имитации звезд) или крошечные пузырьки воздуха. Золотая пыль и пузырьки, окружающие планету, отражают свет, который самым неожиданным образом меняет внешний облик произведения. Каждая работа мастера снабжена небольшой стеклянной петелькой, позволяющей носить произведение как подвеску или брелок.

Работы «космической» серии Томизду и в Японии, и за рубежом пользуются огромной популярностью. В 2014 году прошла первая персональная выставка автора под названием «Выставка космического стекла».

Но это не единственная серия работ Сатоши Томидзу. Еще одной темой, с которой работает этот художник-виртуоз, являются цветы. Нежные полупрозрачные хризантемы - один из символов Японии - робкими ночными звездами раскрываются в своих стеклянных сферах.

 

Если в серии «вселенных» мастер в первую очередь играл с материалами и линиями, то в серии «хризантем» он ставил уже другие задачи.

Однако наиболее полно все эти приемы раскрываются в серии «медуз», которых совершенно невозможно не узнать. Их полупрозрачные, почти бесцветные шляпки подчеркиваются яркими щупальцами, которые веером расходятся в разные стороны. Маленькие медузы помещены в прозрачное или темно-синее стекло, как в своеобразный аквариум. Пузырьки воздуха возле щупалец создают иллюзию движения в воде.

 

Все работы Томизду, к какой бы серии они не относились, уникальны и существуют в единственном экземпляре. Каждое произведение не просто показывает нам внимательность автора к окружающему миру, в них видна его глубокая любовь и уважение к вещам, о которых мы зачастую даже не думаем, потому что они слишком просты, малы или находятся чересчур далеко от нас.

Но эта особенность мастера — одна из ярких черт японской культуры в целом: осознавать красоту всего сущего через постижение изящности изгиба одного цветка. И лишь единожды взглянув на эти небольшие произведения искусства, тоже можно ощутить себя немного японцем и понять, насколько этот мир прекрасен.