Бернар Палисси (Bernard Palissy, 1510-1589) – французский естествоиспытатель, религиозный диссидент-мистик, один из корифеев искусства керамики. Соотечественники его почитают, как мы - Ломоносова, а в Лувре работам художника отведен целый зал. Однако, как с жизнью, так и творчеством французского мастера связано немало загадок и тайн. Исследователи искали в работах Палисси некий шифр и код, но до сих пор его керамические блюда являются одним из самых интересных и необъяснимых феноменов в истории декоративно-прикладного искусства.

Известно, что Бернар Палисси мечтал о создании вещей совершенно нового формата, которые принесли бы ему одновременно и моральное удовлетворение, и материальную обеспеченность.

И вот в 1556 году он смог реализовать свою мечту, создав совершенно новаторские керамические произведения, получившие название «сельские глины» («les rustique figulines»).

 

Речь идет о преимущественно больших неглубоких, всегда овальной формы, блюдах и тарелках с широкими прямыми бортами. Поверхность изделий чаще всего представляет реку, руслом которой служит галтель на дне блюда. Средняя, слегка выдающаяся, часть является как бы островком, на котором спокойно, точно греясь на солнце, спит змея. В реке плавают рыбы и лягушки, и по борту среди разбросанных веток, ракушек и камушков ползают раки и скользят ящерицы. Эти блюда, исполненные в высоком рельефе и представляющие своего рода «натуралистические этюды», служили исключительно для украшения открытых буфетов. А быть может также, что вполне в духе того времени, ставились на стол с целью испугать гостей.

Именно эти произведения принесли Бернару Палисси такую известность. Переехав в Париж и основав мастерскую в Тюильри, он стал именовать себя изобретателем «сельских глин» короля и королевы. Несмотря на их значимость в истории французской керамики, эта сфера деятельности керамиста остается неразгаданной загадкой, вызывающей много вопросов и споров.

Как же возникла идея создания таких удивительных работ?

На самом деле появление «сельских глин» было не столько следствием увлечения мастера естественными науками, сколько своеобразной реакцией на вкусы эпохи Возрождения в период расцвета маньеризма.

Огромное значение в ренессансной эстетике отводилось натуралистическому учению, которое основной целью искусства определяло подражание природе. Ему соответствовал роман Франческо Колонна «Гипнеротомахия Полифила» (1499). Этот роман оказал сильнейшее влияние на литературу, архитектуру и изобразительное искусство своего времени. Как явствует из трактатов Палисси, он читал роман и был восхищен иллюстрациями, выполненными представителями школы Фонтенбло. Известен фрагмент, где описывается вход в подземную купальню, вырезанную из скалы, в которую герой попадает во время своих странствий в сновидении:

«Под водой находились прекрасные изображения из твердого камня, разноцветных рыб на стенах и дне, вырезанных так искусно, что они подражали природе, и так, как если бы они плавали как настоящие. Стены из темного камня были украшены так, как если бы это были настоящие листья и цветы, а также раковины, столь прекрасные для глаз, как это только можно вообразить»

По всей видимости, этот фрагмент натолкнул мастера на мысль о создании произведений, украшенных пресмыкающимися и растениями.

 
Отдельно стоит поговорить о технологии создания «сельских глин».

Бернар Палисси не раскрывал секрет технологий, использовавшихся им при создании «сельских глин». Однако все же существует документ, проливающий свет на процесс их изготовления. Это иллюстрированные рукописи, относящиеся к концу XVI века. Документ был написан ювелиром, пожелавшим остаться анонимным, предположительно между 1570 и 1594 годами. Специальностью автора было создание металлических слепков с примерно тех же объектов, что были актуальны и для Палисси: насекомых, ящериц, лягушек, змей, рыб, черепах, растений и цветов. В совокупности с оригиналами работ мы можем достаточно точно воссоздать этапы работы над «сельскими глинами».

Процесс был долгим и трудоемким. Для начала надо было поймать животное, причем очень аккуратно, чтобы не нанести ему видимых повреждений. Пойманный экземпляр хранился живым в сосуде или бочке с влажной землей. Впоследствии животное усыпляли, погрузив в емкость с уксусом приблизительно на полчаса. Затем начинался процесс изготовления слепка. Предварительно мастер раскатывал глину, примерно так, как сейчас мы раскатываем тесто, и поверх располагал уже мертвое животное в нужном положении, фиксируя его при помощи булавок. В отверстия, оставленные булавками, затем продевались тонкие нити, которые привязывали животное к основе будущей композиции. Поверх наносилось оливковое масло, чтобы гипс не пристал к животному, и только затем - тончайший слой гипсовой смеси. Таким образом, мастер получал гипсовые слепки, с которых затем исполнял уже глиняные формы. В какой-то момент технические возможности мастерской достигли такого уровня, что стало возможно делать слепки с таких тонких и деликатных материй как растения, цветы и папоротники.

Именно с такой коллекции слепков змей, лягушек, ящериц, рыб, раков, ракушек, камней, растений, фруктов и овощей Бернар Палисси начинал создание произведений в стиле «рустик». Основой служило оловянное блюдо. На него мастер наносил сырую глину, придавая ей форму необработанного камня. Затем посредством венецианского терпентина наклеивал листья, ракушки, маленькие камушки, составляющие обычно фон композиции. Поверх них тонкими нитями, продетыми сквозь маленькие дырочки, оставленные булавками, мастер прикреплял слепки различных пресмыкающихся, которые образовывали главные декоративные мотивы. Все это покрывалось оливковым маслом и тонким слоем гипса, при помощи которого приготовлялась и сама глиняная форма. Если же какая-то деталь, будь то лапка лягушки или голова змеи, получалась недостаточно аккуратной, то Палисси дорабатывал ее вручную при помощи резца.

Для блюд в стиле «рустик» характерно следующее оформление. В первую очередь на намеренно грубо обработанную основу мастер добавлял, посредством «вдавливания» в необожженную глину, несколько основных элементов композиции. С незавершенного изделия он делал гипсовый слепок, с которого затем мастерская могла изготовлять керамические произведения, добавляя более мелкие детали, что придавало некую вариативность произведениям, выполненным по одной и той же модели.

После первого обжига Палисси покрывал свои произведения разноцветными эмалями, полученными в ходе его многолетних исследований, о которых мы говорили ранее. Хотя секрет таких эмалей уже был раскрыт, самым сложным для мастера оставалось достижение желаемого цвета отдельного элемента при составлении общей композиции. Необходимо отметить, что палитра цветов, использовавшихся для окрашивания «сельских глин», кажется скромной в сравнении с разнообразием оттенков эмалей, покрывающих фрагменты грота Тюильри.

Но самым интригующим все же остается вопрос о смысле. Хотел ли Палисси что-то сказать человечеству? Или его творчество лишь дань моде и хороший способ обогащения?

Некоторые исследователи видели в рассыпанных в самых разнообразных вариациях по поверхности блюд фигурах некий шифр и пытались найти в литературных источниках ключи для его понимания. Д’Орсэ потратил много времени на расшифровку гравюр «Сна Полифила», которые, как мы указывали ранее, вдохновили мастера на создание «сельских глин». Если вспомнить утверждения самого Палисси - «Все глины возникли из скал» и «Все земли могут стать глинами» - то можно предположить, что мастер и в самом деле вкладывал в свои произведения глубокий философский смысл.

Говоря о творчестве мастера, многие ученые писали про некий «код», зашифрованный в его изделиях, так называемый «язык птиц», превращающий керамические изделия в настоящие шифрованные послания, из которых посвященный в эту тайнопись человек способен почерпнуть для себя немало важного. Однако эта тема не была должным образом раскрыта.

И чем руководствовался Бернар Палисси, выбирая «персонажей» для своих изделий? Почему он обратился именно к пресмыкающимся, рыбам и ракообразным, раковинам, мхам и папоротникам? Возможно, в обращении к самым древним существам на земле он пытался отобразить свою модель мирозданья. К этому же выводу можно прийти, рассмотрев его основной материал – глину – через призму его высказываний: «Все глины возникли из скал. Все земли могут стать глинами». Это позволяет предположить, что свои изделия мастер задумал, как своего рода модели, носящие обобщающий, философский смысл.

Натуралистическая эстетика в творчестве Бернара Палисси преломляется в стремлении создать некий «микромир» в его конкретном разнообразии, показать что-то глобально всеобъемлющее, отразить представления мастера об устройстве мира.