С 24 мая по 20 июля 2014г. в Москве на ВВЦ в павильоне «Космос» выставляются эти пляжные животные, или Strandbeests (что на голландском и означает «пляжные животные»). Так Тео Янсен (Theo Jansen), великий голландский фантазер, инженер-конструктор, скульптор и отчаянный экспериментатор любит называть своих детей, собранных им с такой филигранностью и трепетной любовью из поливинилхлоридных трубочек бледно-лимонного цвета.

«Кинетическая жизнь песчаных пляжей» - название этой выставки. Фотокорреспонденту Artifex посчастливилось сделать эксклюзивные кадры этих необыкновенных экспонатов в почти мистической обстановке… В этот день по техническим причинам в павильоне не работало электричество, и поэтому вход для простых посетителей был закрыт. Представьте просторный ангар, много воздуха и солнечного света, а вокруг внушительные скелеты гигантских инопланетных насекомых, которые, кажется, могут начать движение в любой момент… Вдохновила его на создание трубчатых скелетонов книга Ричарда Докинза «Слепой часовщик» («The Blind Watchmaker»).

 

Тео утверждает, что грань между искусством и инженерным сооружением существует только в нашем сознании. А когда его называют художником, он улыбается:

«Я не художник… Я, конечно же, инженер! Но, в отличие от обычного инженера, я могу позволить себе чувства»

Животные Тео похожи на плененных динозавров, которые терпеливо выжидают, а потом делают попытку вырваться за пределы ангара к родным голландским дюнам, безграничной свободе и шуму волн. Ведь именно там их создавал, нянчил и пестовал седовласый демиург наших дней.




Тео Янсену в марте 2014-го исполнилось 66. Он родился на море в городе Шевенингеме (близ Гааги), и юность его прошла на побережье. Уехав изучать науку в Технологический институт Делфта, он застрял на 40 лет в глубине материка, но потом снова вернулся к родным дюнам, где ветер и песок, крики гагар и то щемящее чувство вдохновения, что толкает смельчаков на эксперименты. Тео никогда не знает, куда заведут его собственные поиски. Открыв для себя удивительный мир пластиковых трубок, он оказался полностью в их плену. Теперь трубки сами диктуют ему, что и как делать. Так из создателя он превратился в раба – и вот уже 20 лет он раб своих диких животных, которые со временем все более эволюционируют.

Самое главное открытие Тео при их создании состояло в изобретении шагающего движения под воздействием силы ветра. Такой дизайн ног намного выигрышнее, чем принцип движения роботов на колесах: ведь, где не проедет колесо, там пройдет его пляжный экспонат.

Каждый год Тео создает по новому детищу. Теперь они умеют отличать тип грунта, ибо в рассыпчатом песке их ноги вязнут, и они застревают: им подходит только влажный песок, имеющий упругую поверхность. Также эти существа научились опасаться воды и отступать от нее. Раньше они были наивны и беспомощны перед водной стихией и море их просто переворачивало.

А еще у скелетообразных скульптур появились легкие: ими стали пластиковые бутылки, в которых накапливается энергия ветра. Когда ветер прекращается, животные за счет накоплений в резервуаре могут продолжать движение. А во время шторма они научились бросать якорь и прижиматься к земле. Жаль, что эти причудливые звери пока еще не умеют распознавать друг друга: ведь гуляя по пляжу, скульптуры иногда сталкиваются и ломаются.

Ученый-фантаст сейчас бьется над решением этой проблемы. А еще он мечтает, чтобы его Strandbeests жили самостоятельно, в стае. Эта новая форма жизни, которую он придумал, должна начать, по его мнению, развиваться без него. Плюс к этому, они могли бы приносить бытовую пользу: есть возможность весьма эффективно использовать подобные конструкции в сельском хозяйстве при возделывании почвы, например.

А пока Тео переходит на создание существ меньших размеров. Разработки Янсена достигли своего эволюционного максимума. Громадные фигуры не оправдывают себя – они часто сами себе вредят, ломаются под порывами ветра. Малые формы более живучи и совершенны. В целом Тео дает своим пластиковым детям год побегать на воле, а потом отправляет кочевать по музеям и выставочным залам разных стран мира. Его животные – большие путешественники. Они шествовали по Трафальгарской площади в Лондоне, колесили по всей Европе и Азии.

Плюс ко всему, они настолько доступны, что могут поселиться в каждом доме. Тео не делает секрета из рецепта их изготовления. Пошаговые инструкции можно найти в интернете и создать своего собственного Strandbeest в небольшом формате, распечатав его на 3D принтере.

Фантастика всегда рядом. Нужно просто открыть дверь и впустить ее в свой дом!