Когда в Советском Союзе рабочих на выходе с завода досматривали на предмет кражи лишнего мотка проволоки, стражи порядка и подумать не могли, что такой простой инструмент в умелых руках может превратиться в целое произведение искусства. Кто знает, сколько талантов погубила строгая охрана...

А вот британца Дерека Кинзетта (Derek Kinzett) уж точно никто и никогда не останавливал, поэтому он нещадно тратит километры металлической ленты, придаёт ей видимые очертания и «вдыхает» жизнь в свои проволочные изваяния.

 

Скульптор, художник и просто хороший парень, Дерек приобрёл мировую известность благодаря ажурным работам из простой и незамысловатой стальной проволоки, точнее, из специальной оцинкованной проволочной сетки. Летящие образы фей, разные предметы и фигуры людей в натуральную величину – все эти шедевры стали путеводными звёздами на творческом пути Кинзетта.

Если пристально смотреть на скульптуры издалека, то металлические статуи похожи на своих мраморных собратьев. Проволочные детища по-своему оригинальны и ничуть не уступают искусным произведениям из каррарского камня.

Самым безумным идеям порой суждено воплотиться в гениальное творение. Пусть не сразу, а спустя четыре года или даже четверть века. Мысль об использовании сетки для создания 3D-фигур родилась в голове у мастера 15 лет назад.

Когда Дереку было 11 лет, семья Кинзетт перебралась в Уитшир, где будущий скульптор в 1984 году окончил колледж Искусства и Дизайна по направлениям скульптура и 3D-дизайн.

По словам самого автора, не последнюю роль в этом сыграли детские воспоминания о Додингтон-парке, который находится в Глостершире, где маленький Дерек провёл первые годы жизни. Если внимательно посмотреть, то в сегодняшних творениях Кинзетта можно найти отголоски тех композиций, которые зачаровали юного мастера в далёкие годы.

Использование мотивов, навеянных детскими воспоминаниями и мечтами, обусловлено тем, что творчество скульптора пронизано страстным рвением души. Автор никогда не пытался прыгнуть выше головы и превзойти титанов эпохи Возрождения. Кинзетт выбрал то, что подсказало сердце.

Безусловно, каждый труд должен оплачиваться. По версии всезнающей Всемирной паутины средняя стоимость одной фигуры оценивается в 6000 фунтов стерлингов. Однако такие деньги просто так в руки не приходят. А рабочие руки самого Дерека Кинзетта покрыты мозолями — так много времени проводит скульптор, скручивая и разрезая жёсткую проволоку. Собственно, загибать и скручивать порой приходится по 60 метров грубого металла, чтобы создавать подробные копии людей и существ из фантастического мира. Пользоваться перчатками мастер наотрез отказывается, ссылаясь на то, что они мешают осязать металл и негативно влияют на художественность предмета искусства, да и чувства, увы, не те.

Кто не умеет верно распределять время для занятия полезным делом и работой, могут поучиться у Кинзетта ценному навыку усидчивости и исполнительности. На оформление одной работы Дерек тратит около 60 часов упорного труда и личного свободного времени. При условии, что конструкция будет иметь сложную архитектуру со множеством деталей, время автоматически увеличится до 120 часов. Остаётся надеяться, что фанатизм в работе не мешает Дереку спать в перерывах.

«Когда люди видят мои скульптуры, они часто ходят вокруг и пытаются понять, как это сделано. На самом деле, все просто, было бы желание создать то, что нравится именно вам»,— говорит Дерек Кинзетт.

Сначала Дерек создаёт эскизы скульптуры или с помощью компьютера преобразовывает цифровые фотографии в рисунки. Затем из застывшей монтажной пены скульптор вырезает нужные формы и использует их как образец. После чего Кинзетт оборачивает проволоку вокруг формы, как правило, в пять слоёв для большего объёма и прочности, а потом снимает скульптуру. Готовая фигура освобождается из монтажной пены и покрывается антикоррозийным защитным слоем цинка, по которому наносится покрытие из акриловой алюминиевой пудры с целью восстановить первоначальный цвет проволоки.

«Большинство художников делают металлический каркас, а затем покрывают воском, глиной или гипсом, из которого формируют окончательное изображение. Однако, когда я учился в художественной школе, эти каркасы мне так нравились, что я не хотел покрывать их чем-либо. Я разработал свою методику, сделав скульптуры больше размерами и добавив много мелких деталей», — подчёркивает Дерек Кинзетт, проводя чёткую границу между собственным творчеством и произведениями других мастеров.

На сегодняшний день скульптор известен по всему миру. Его работы располагаются в общественных и частных парках. А одним из главных поклонников творчества Кинзетта является актёр Николас Кейдж, который приобрёл одну скульптуру для своего дома около Гластонбери в Уилтшире.

Однако ничто на свете не бывает идеальным. И в каждой бочке самого сладкого мёда найдётся хоть капля дёгтя. Скульптуры Дерека обладают, пожалуй, единственной отрицательной стороной, которая заключается в их относительной недолговечности. Как ни крути, металлические «приятели» со временем покроются ржавчиной. Пожалуй, это символическое доказательство того, что жизнь многих произведений коротка, но само искусство вечно. Однако гарантийный срок в 15 лет службы «без сноса» скульптор нам обещает.

Безусловно, это слишком мало, чтобы конкурировать со статуями из мрамора эпохи Ренессанса и ничтожно мало, если сравнивать с египетскими пирамидами. Но Кинзетту не нужна погоня за кем-то, он не стремится обойти других мастеров. Дерек просто создаёт то, что ему нравится и развивает собственный стиль. К тому же скульптору явно по душе его находка со стальной проволокой.
Удивительная задумка, которая придёт не каждому в голову, делает творчество Дерека Кинзетта оригинальным и неповторимым. А всему виной моток металлической ленты.

Посмотрите, может, и у вас завалялось что-нибудь интересное и, как кажется, ненужное?