Современное искусство вызывает неоднозначные эмоции. Скептики закатывают глаза, не допуская даже мысли о том, что этот пласт культуры может иметь хоть какую-то ценность. Но кто-то придерживается противоположного мнения и не устает восхищаться новым взглядом творцов и концептуальностью их решений. Как бы там ни было, произведения этой британской художницы и скульптора не оставят равнодушным никого.

Сара Лукас (Sarah Lucas, 1962) является одной из самых ярких и скандальных представительниц школы «Молодых британских художников». Сексуальные отношения, смерть и разрушение ─ вот те три кита, на которых построено ее творчество. Считается, что она «балансирует на грани фола и остроумия». Сама же художница называет свои произведения «обнаженными истинами».

 

Одной из главных черт творчества Сары является юмор. В списке ее работ можно найти скульптуры с забавными историческими отсылками. Так, например, скульптуру «Марадонна», которая представляет собой большой фаллический символ желтого цвета в состоянии эрекции, она посвятила аргентинскому футболисту. Поводом для вдохновения стал недвусмысленный жест спортсмена в ответ на необоснованные обвинения в его адрес.

Другой отличительной особенностью скульптур Сары Лукас является материал. В ход идет все, что попадается под руку: сигареты, замороженная курица, вантуз, пивные банки, колготки. Такой подход отразился в названии фильма, который был снят о творчестве художницы компанией BBC. «Две дыни и зловонная рыба» ─ так назвали свою ленту авторы.

Сейчас работы Сары соседствуют с монументальными скульптурами Огюста Родена. До середины сентября в музее Почетного легиона в Сан-Франциско открыта выставка «Хорошая Муза». В ее рамках представлены инсталляции и скульптуры, изображающие деформированные части тела. Жемчужина коллекции ─ двухметровые сапоги «Юбилей», которые отсылают зрителя к знаменитым роденовским «Вратам века», выступающим в роли символа секса и смерти.

 

 

Идея совмещения работ современной художницы и классика заключается во взаимодополнении и рождении новых смыслов. Метафоричные и откровенные инсталляции Лукас раскрывают эротизм, скрытый в работах Родена, а бронзовые работы Родена делятся с произведениями художницы своей мощью. Таким образом, получается стилистический диалог.

Кроме создания скульптур, Сара Лукас довольно успешна в жанре автопортрета. Ее визитной карточкой является фотоснимок с названием «Многоразовый туалет» (Human Toilet Revisited). Не составит труда догадаться, что на нем запечатлена художница, сидящая на унитазе и курящая сигарету.

 

 

Также работы художницы находят отклик у многих дизайнеров одежды. Louse Vuitton поддержали ретроспективу Сары Лукас, которая состоялась в Whitechapel Gallery.

Выставки работ британской художницы проходили в самых разных местах: от роттердамского Бойманс ван Беунингена до пустого офисного здания «Закон» (The Law), от Зала Искусств Цюриха до разрушенного почтового склада в Берлине. Её работы появляются на страницах самых влиятельных журналов последнего десятилетия, освещающих вопросы современного британского искусства, а публика не перестает обсуждать новые шокирующие решения этой экстравагантной художницы.

Искусство и жизнь - неразделимы. Можно по-разному относиться к ее творчеству, но иметь представление о нем – необходимо. Сара Лукас ─ это смелость и неординарность в выражении проблем, с которыми сталкивается наше общество достаточно часто.
 


Автор: Виктория Шулёва