Легендарный Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone) приятно удивил масштабной ретроспективной выставкой Matrice в Palazzo della Civiltà, а также свежим проектом Equivalenze в галерее Gagosian в Риме.

Пионер движения арте повера, самобытный представитель ленд-арта и концептуального искусства, чьи работы находятся в коллекциях лучших музеев и галерей мира, по праву считается великим художником современной итальянской арт-сцены.

 

 

В Palazzo della Civiltà вот уже два года располагается штаб-квартира и мастерские дома моды Fendi, благодаря которому это событие и стало возможным и знаменательным для самого бренда, нацеленного на поддержание интереса к современному искусству и впервые открывшего пространство Палаццо для подобного диалога.

В восторг приводят не столько работы Пеноне, которые, безусловно, впечатляют своим масштабом и силой художественной воли художника, как тот симбиоз архитектурного пространства и экспонируемого в нём органического искусства, который становится уже самодостаточным третьим участником процесса.

«Когда мне предложили сделать выставку в Палаццо, первая мысль была: «Как мои работы смогут взаимодействовать с этим невероятным зданием?» Оно имеет очень сильный образ, который вбирает различные влияния, включая де Кирико и идею величия открывающегося пространства города до самого моря. Я думаю, что моя работа контрастирует с этим местом, обладая органической реальностью, интегрированной в искусственную архитектурную среду» - из интервью Джузеппе Пеноне.

 

И здесь стоит немного остановится на самом феномене Palazzo della Civiltà. Построенный в 40-х годах, Палаццо является образцовым наследием фашисткой архитектуры в Риме и наречён не иначе как квадратный Колизей Муссолини. Надо заметить, что весь административный район EUR выдержан в лаконичном рационализме, что воздействует как контрастный душ после привычной барочно-ренессансной пышности города.

Глядя на эту мощную иконическую форму куба, облюбованную по сторонам серией скульптур, которые решительно привносят декоративное присутствие, навеиваются образы метафизических картин де Кирико, а если присмотреться, можно вспомнить и античные колумбарии для захоронения праха, которые так перекликаются с арочной сеткой фасада Палаццо.

 

Возвращаемся в просторные залы Palazzo della Civiltà, где потоки светотени и фрагменты отражающихся в мраморной поверхности статуй вовлекаются в заигрывание со стволами и ветками природно-органических произведений Пеноне, которых на выставке представлено пятнадцать, созданных на протяжении почти 50 лет работы художника.

 

 

Захватывает своим гигантизмом прогулка в инсталляции «Измерение леса». На пьедесталах величественно возвышаются преобразованные в новые формы стволы. Но рядом один из гигантов завален по диагонали, и создает ощущение шаткости положения даже вековых устойчивых материй. Однако по соседству уравновешивает ситуацию эстетизированное представление о непоколебимой вечности через метафору филигранно запечатанного в мрамор корневища и прорастающего из него живого ствола. Так открывается тема времени.

Переходность состояний, взаимосвязь человека и природы, понимание природы этих вещей через взаимодействие с самым что ни на есть природным материалом и составляет суть творческих изысканий художника на протяжении всего его творческого пути.

 

«Произведение искусства – это не только форма выражения сама по себе, но и символ определенного мышления, утверждение индивидуального существования, а также свидетельство существования коллективного»

Не очень занимательным абстрактным серым пятном издалека и совершенно удивительным явлением вблизи покажется полотно из серии «Контакт». Контакт действительно достигается при максимальном сближении. Но осторожно, не так близко, можно наткнуться на шипы. Полотно усыпано сотнями шипов акации, напоминающих пиксели, которые складываются, по задумке автора, во фрагменты, похожие на антропоморфные черты.

 

 

«Людям нужно нечто духовно-божественное, чудесное, исходящее от природы. И эти чувства и ощущения искусство иногда передаёт» - из интервью Джузеппе.

И звездой в Палаццо, конечно, стала «Матрица» Пеноне, работа давшая название всей ретроспективе и созданная художником специально для неё.

Матрица Джузеппе Пеноне - это 30-метровая скульптура из ствола пихты, занимающая в длину весь зал, с вырезанной сердцевиной и вставленным бронзовым имплантатом. Образ символически напоминает проделанную операцию по трансплантации сердца, только на этот раз его заменили на вечное. Прошлое пихты вскрыто и предано забвению, а произведение продолжает быть живым и открытым для зрителя и многообещающих интерпретаций.

 

Для своих инсталляций Джузеппе Пеноне использует поваленные и больные деревья. Искренне надеюсь, что ни одно дерево не пострадало.
 


Выставка «Matrice» // Palazzo della Civiltà Italiana до 16 июля
Выставка «Equivalenze» // Галерея Gagosian до 15 апреля

Вход бесплатный