При глобальном кризисе, таком, какой принесла нам пандемия, арт-индустрия схлопывается одной из первых, но всегда даёт новые побеги. Важный вопрос: с кем из самой сердцевины профессионального арт-сообщества поговорить, чтобы получить важные ответы?

Николай Палажченко - арт-дилер, куратор, арт-менеджер. Создатель и куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» школы RMA. Представитель международной художественной ярмарки Art Basel в России.

Хм, какое-то сухое представление…

 
Мария Максимова поговорила с человеком, про которого говорят, что если Он (Палажченко) пришёл на выставку или на любое открытие - это "маркёр", что это уже не просто художественный междусобойчик, а серьезное событие в индустрии...

Мария Максимова: Сегодня много комментариев представителей арт-сообщества о том, какие меры необходимы для поддержания креативных институций, галерей, музеев. Но мало кто пытается сформулировать критерии изменений в самом искусстве, в направлениях, в стилях. Николай, что нам ждать?

Во-первых, я действительно хочу сказать, что креативная инфраструктура, которая у нас есть, выстраивалась несколько десятилетий. И я присоединяюсь к тому, что важно ее поддержать и сохранить. Наши институции не идеальны: кто-то хорошо работает, кто - то хуже. Но лучше, когда они есть, чем когда их нет. Поэтому, если мы выйдем из кризиса с сохранившейся инфраструктурой, - это будет хорошо. Я присоединяюсь к мнению коллег, что, очень важно нам сегодня сохранить прежде всего галереи и частные институции. Если мы говорим про коронавирусный кризис в целом, то я думаю, что на многих из них он окажет оздоравливающее воздействие, взбодрит.

Что касается того, что нас ждёт - очевидно, что нас ждут выставки, которые будут выглядеть по-другому с точки зрения дизайна и подачи. Еще, безусловно, нас ждут выставки, которые будут лучше и шире представлены в онлайн и, вообще, больше онлайн-проектов. Посмотрим, насколько это долго продлится и насколько это удачно будет сделано. Потому что, главный вопрос к любой выставке и офлайновой и онлайновой, насколько это талантливо и хорошо сделано.

Мария Максимова: Вы уже заметили какие-то намечающиеся тренды? Что сегодня будет новым/актуальным в искусстве?

Я очень плохо отношусь к теме трендов в искусстве, мне кажется, что история про тренды - это вещь, связанная с массовым потреблением. Тема про тренды, с точки зрения творчества, должна заканчиваться где-то на моде и дизайне. А в искусстве все-таки ключевую роль играет фигура самого художника. Те тренды важны, которые исходят от персоналий самого художника. И если художник настолько силён и хорош, что он может создать тренд, то, наверное, за такими трендами и нужно следить. А тренды, которые придумывают какие-то дяди-тёти где-то в кабинетах, выковыривая из носа, они там же в этом носу и погибнут.

Я все же надеюсь, что пандемия будет не такая страшная, как чума или войны начала двадцатого века, но мы живём в то время, когда, вне зависимости от короновируса, у людей личного времени становится все больше, от этого потребность в искусстве у общества возрастает. Вопрос, как это отразится на качестве искусства? Я не думаю, что от этого может стать значительно больше хороших художников. Больше хороших художников может получиться, если как раз будет развиваться инфрастуктура: будут развиваться годами и десятилетиями образовательные художественные институты, объединения художников, если будет расти количество арт-пространств.

 

 

А тренды, которые придумывают какие-то дяди- тёти где- то в кабинетах и выковыривая из носа, они там же в этом носу и погибнут .

Мария Максимова: Многим современным художникам вы помогли интегрироваться в профессиональное сообщество. Были первым, кто открыл "новых звёзд". Расскажите, как вы находите таких ребят? На каких-то закрытых просмотрах?

Я не могу вам описать какую-то методику, которую Вы лично, например, сможете применить. Я занимаюсь своей деятельностью уже больше двадцати пяти лет и за это время возник некий букет из профессионального опыта и профессиональной интуиции. Описывай это - не описывай, просто протранслировано это быть не может. Если есть мнение, что я могу отличать плохое искусство от хорошего - замечательно, что такое мнение есть. А рассказывать о каких-то способах и моих персональных методах, было бы просто глупо.

Не бывает никаких секретных, закрытых или специальных выставок у начинающих художников, все это неправда. Моя работа так устроена, что если возникает какой-то начинающий художник, то мимо меня он не проскочит. Но я не Рокфеллер и моя фамилия не Абрамович, и не Михельсон. У меня нет каких-то финансовых инструментов раздачи помощи художникам. Другой вопрос, что если мне нравится какой-то начинающий художник, то я могу дать пару хороших советов и рекомендаций. Художники - люди специфические и далеко не всегда они советы слушают. У каждого свой путь, а я никому ничего не навязываю никогда. В России, в этом смысле, искусство довольно параноидально устроено, и многие художники боятся советов, какого-то воздействия. Не знаю, почему так получилось, мне кажется, что художникам нужно быть более открытыми и к профессиональному сообществу, и к мировому контексту. У нас очень многие художники замкнуты в себе. Но, запомните, не бывает никаких выставок "для своих". Если это выставка - значит, ее должно увидеть максимальное количество людей.

В России в этом смысле, искусство довольно параноидально устроено , и многие художники боятся советов, какого-то воздействия. У нас очень многие художники замкнуты в себе.

Мария Максимова: Мои знакомые ребята, владельцы одной из московских галерей, рассказывают, что вы очень помогаете им конкретными советами, приносящими результаты. Что сегодня вы посоветуете делать представителям галерейного и выставочного бизнеса? Есть ли какие-то антикризисные шаги?

Я думаю, что сегодня самое главное для галерей: это сохранить тот круг художников, с которыми они работают. Сейчас важно именно сохранять и развивать, так же посмотреть на те наработки, которые уже существуют, и подумать, что галерея может сделать для своих авторов.

Конечно, существуют конкретные хорошие кейсы благотворительных программ, поддерживающее гранты. Но галереям, лучше ориентироваться не на гранты, а на арт-рынок и рыночные механизмы. Понятно, что рынок сейчас просядет, но совершенно точно, что галерея должна действовать, как субъект рынка, а музеи и фонды, в свою очередь, должны работать на поддержку и развитие искусства.

Мария Максимова: Какой ваш прогноз, что в этом году будет с ярмарками искусства? Много говорят о попытке переноса их в онлайн.

Нет ответа на этот вопрос. Весь мир пытается ответить на этот вопрос. Это касается не только ярмарок искусства, это касается любых массовых мероприятий. Это касается и выставок, и конгрессов, и концертов. Я не думаю, что существует какое-то отдельное решение только для ярмарок искусства. Есть положительные примеры онлайн-ярмарок и аукционов, но понятно, что никакая онлайн-ярмарка не может заменить тот многообразный опыт, который ты получаешь на полноценной ярмарке. Потому что, это связано и с общением, это связано с личными впечатлениями от искусства. Поэтому любой онлайн, просто дублирующий оффлайн, является суррогатом. И это касается всех массовых мероприятий и образования, в том числе. Я думаю, что онлайн - это отдельный жанр, в нем свои законы, в нем свои звезды, свои герои. Он может быть скоррелирован с офлайн только косвенно. Прямой перенос невозможен.

Мария Максимова: Вы - куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в RMA. Удалось ли вам полностью перенести образовательный процесс в онлайн? Сегодня много говорят, что подобный формат удобен и полностью сохраняет объёмы образовательного процесса. На ваш взгляд: у такой формы в чем главный недостаток?

Естественно, мы были просто вынуждены перенести образовательный процесс в онлайн. Хотя, изначально и я лично, и RMA, как институция, немного скептически относимся к онлайн-обучению. Я считаю, что если человек всерьёз хочет погрузиться в какую-то профессию, он должен базовое образование получать в офлайн. А онлайн - это великолепный инструмент для получения дополнительных знаний, для удовлетворения своего любопытства, для расширения своего кругозора. Для меня онлайн-образование - это формат, который может и должен применяться дополнительно к офлайн - образованию. Как только будет такая возможность, мы в RMA перейдём обратно в офлайн, потому что невозможно заменить радость живого общения, заменить тот уровень вовлечения, который происходит на очных лекциях.

Другой вопрос, что в сложившейся ситуации, когда весь мир ушёл на изоляцию, онлайн - естественный и вынужденный выход, который может быть применён. Но говорить о том, что системное образование может перейти в онлайн, я бы не стал. Хотя я и не склонен преуменьшать те положительные стороны, которые есть у онлайн-обучения.
Понимаете, люди давно уже могут смотреть кино на айфонах, но зачем-то они продолжали ходить в кинотеатры до последнего времени. И я уверен, что когда откроют кинотеатры - снова будут продолжать ходить.

Понимаете, люди могут смотреть кино на айфонах, но зачем то они продолжали ходить в кинотеатры до последнего времени. И я уверен, что когда откроют кинотеатры - снова будут продолжать ходить.

Мария Максимова: Пандемия ставит перед каждым из нас важные вопросы: о целеполагании, о смысле. Люди вынуждено задумываются о насущном. Наконец-то, статус врачей приобретает достойное уважение и важность. Проще говоря, много шелухи отсевается. Какое, на ваш взгляд, место в новой реальности для искусства?

Я думаю, что у кого-то количества людей, для которых искусство было чем - то просто просто развлекательным, "по фану", искусство полностью уйдёт из фокуса жизни. Пусть они сосредоточатся на вопросах насущных, связанных с приготовлением гречки и зарабатыванием кровного рубля. Но для тех людей, которые использовали искусство для удовлетворения своих духовных потребностей, для своего развития– место искусства в жизни станет больше. И мой прогноз, что люди станут глубже разбираться, глубже включаться в искусство, погружаться в контент, как сейчас принято говорить. Полагаю, чего - то наносного и поверхностного в искусстве станет меньше. Станет больше серьёзных и глубоких попыток разобраться в сути, в том числе у самого простого зрителя.

 
Короткий блиц «Хит-лист Николая Палажченко»

Если один цвет, то ...

Белый

Если один фильм, то ...

"Гражданин Кейн"

Если прямо сейчас включить музыку, то ...

Бах

Если одно место на земле, то…

Санкт-Петербург

Если бы у меня была шапка невидимка, то...

Я бы редко ей пользовался

В чем смысл жизни?..

В потреблении и создании культуры