Солнце – это не просто огромный и сияющий небесный светильник. Оно и не раскалённый блин на голубой тарелке неба. В этом горящем шаре начало и конец нашего существования. Практически у всех народов мира звезда по имени Солнце была объектом поклонения. Солнечную символику мы можем встретить во многих мифологиях: греческой, славянской, египетской, индийской и карфагенской, благодаря которым солнце для нас – символ жизни на Земле. Но если я вам скажу, что был один человек, воспротивившийся культу солнца? «Жизнь каждого человека – творимая легенда», – так считал великий русский писатель и поэт Фёдор Кузьмич Сологуб, бросивший вызов Солнцу.

Всё творчество Сологуба можно описать цитатой из его романа: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я ‒ поэт». Данную фразу можно использовать как эпиграф ко всем его творениям. Сологуб был не только поэтом‒мыслителем и гением, но и человеком с кучей комплексов и патологий. Его творчество было загадочным и гипнотическим, словно из другого измерения. Он отрицал и не принимал мир в естественном виде. Мир казался ему чем-то несовершенным и гадким. Пессимизм, уединённость и отрицание существования ‒ важнейшие мотивы в творчестве Сологуба. Удивительным образом вместе с отрицанием и непринятием действительности соседствовало утверждающие начало. Но оно было не в границах нашего пространства. То место находится за границей тени, в холоде вечного мрака. Сологуб в своих стихах пытается построить мост из не принимаемого им мира в творимую мечту. Неслучайно я процитировал вступление из романа «Творимая легенда». Всю свою творческую жизнь поэт пытался принять и понять чужой ему свет, но всё было безуспешно. Мост в далекую страну вечного покоя и красоты был ему ближе. Я помню как три года назад, прочитав цикл стихотворений «Звезда Маир», был потрясён авторской тоской. Колоссальный заряд меланхолии, рефлексии и выдуманный мир поразили меня. И потом долго во снах я видел Звезду Маир, озаряющую далёкий и невидимый мир.

Откуда пришёл этот человек, видевший всё несовершенство мира? Фёдор Кузьмич Сологуб родился в Санкт-Петербурге в семье портного. Его отец, Кузьма Афанасьевич Тетерников, был рядовым крестьянином Полтавской губернии. Зрение вас не обманывает, настоящая фамилия Сологуба ‒Тетерников. Псевдоним «Фёдор Сологуб» появился с лёгкой руки литературного критика Акима Львовича Волынского, который предложил фамилию известного беллетриста Владимира Соллогуба. Во избежание путаницы, от фамилии известного писателя отсоединили одну букву «л». Так русская литература увидела Фёдора Сологуба, но это произойдёт позже, а пока Фёдор Тетерников живёт обыкновенной жизнью крестьянина. Семья часто голодала, бедствовала и с каждым годом положение ухудшалось. Когда Сологубу было четыре года, его отец умирает от чахотки. Что касается матери, то она с маленьким Федей и его родной сестрой поступает на службу в дворянскую семью. Взаимоотношения с матерью у будущего писателя были очень сложные. Не стану вдаваться в непростые семейные отношения, поэтому скажу лишь одно, поведение матери ‒ главный источник фобий писателя. В дворянской семье пройдёт детство и становление личности Фёдора. В шестнадцать лет он поступит в Петербургский учительский институт. И, окончив его, будет работать в различных российских губерниях. Суммарно Фёдор Сологуб проработает десять лет. И после долгого служения учительскому делу, вернувшись в Петербург, он полностью посвятит себя творчеству. Вы не думайте, что Фёдор Сологуб был второразрядным писателем. Литературный круг, образовавшийся в доме писателя, посещали Александр Блок, Андрей Белый и Корней Чуковский. Так что его слово в литературном мире было не последним.

А как же вызов солнцу, спросите вы? Где эта обещанная борьба с оранжево-жёлтым глазом? Перед началом предлагаю вспомнить две вещи: миф и эпоху. Первая - миф о змее и солнце. Он кочует из мифологии в мифологию. Каждый народ наполняет его национальными особенностями. Однако главный сюжет остаётся неизменен. По бескрайним небесным просторам за солнцем гоняется змей. Змей – вечный враг солнца, представляющий собой зло и хаос. Змей – это существо хтоническое, означающее мощь природы и подземного царства. Солнце в ряде мифологий несёт в себе демиургическое начало. Другими словами: солнце ‒ это своеобразное верховное божество. Оно – есть символ вечного света, баланса и гармонии на Земле. Змей, проглотив солнце, погрузит мир в царство вечной ночи. И вот эта битва хаоса и жизни обречена на то, чтобы продолжаться вечно. Этот, на первый взгляд, запылённый миф проник в глубины нашего сознания. Приведу простой пример: помните момент в повести Чуковского «Доктор Айболит», когда крокодил съедает солнце и вслед за этим наступает ночь? Вот оно – прямое воплощение древнего мифа. А, казалось бы — детская книжка.

Вторая вещь, которую мы вспомним ‒ это эпоха. Писатели и поэты в первую очередь дети своего времени. Неврозы, истерия и воля к жизни диктуются временем и его историческими декорациями. Серебряный век русской литературы уникален и никогда больше не повторится. Литература – это нерв эпохи. И как мы помним, на рубеже веков нервы пульсировали с утроенной силой. Время, мягко говоря, было непростое: две революции, Русско–японская война, гражданская война. Когда в это время быть литературе? А она была, горела в пожаре всеобщей агонии и психоза, но жила. Страшную вещь скажу: «Любую великую литературу определяет неординарная эпоха». Рубеж XIX и начало XX столетия станет временем литературных школ и направлений. Он станет временем знаменитых на сегодняшний день людей: Есенина, Маяковского, Блока, Гумилёва и Ахматовой. Все они жили, любили и творили в этом урагане истории. Они жили в ощущении скорого конца, а потому горели и проживали ярко. Сологуб тоже был из их числа. Запутавшийся и не имеющий времени подумать и отдышаться, он, как и все, горел яркою звездою. Лишь к середине жизни он остановится и оглядится вокруг. 5 декабря 1927 года, не справившись с неизлечимой болезнью, он умрёт. Я думаю, он и сейчас бродит вдоль чудных цветов вымышленного им мира.

 

 

Перед знакомством с мифом о солнце–змее мы должны понять, что Сологуб – продукт своего времени, а его поэзия – рвущиеся струны души. Фёдору Кузьмичу была ненавистна наша с вами действительность. С людьми ему было жить в тягость, а солнце так и вовсе представляло кошмар. Уничтожить мир и себя вместе с ним - главная цель поэта. Стоит отметить, что он был не одинок в своём мироощущении. Философия Артура Шопенгауэра и Эдуарда Фон Гартмана вместе с Сологубом в ряду мироотрицающих. В 1907 году Фёдор Кузьмич публикует сборник стихотворений «Змий». Сборник состоит из 18 стихотворений, объединённых общим замыслом. Мы с вами знакомимся с уникальным явлением в литературе – авторским мифотворчеством, в основе которого лежит ощущение от мира поэта. Это тот самый редкий случай, когда личные переживания расширяются до масштабов сказаний. Сологуб внутри созданного им мифа бросает вызов ненавистному солнцу.

 

 

Солнце в миропонимании Сологуба – это огромный чешуйчатый змей. Он каждое утро, сияющим кольцом, сворачивается на небе и пускает свои смертоносные стрелы. Он заставляет пробудиться от ночного колдовства и отправиться вперёд по дороге ненавистной жизни. Ночь противопоставляется дню, как место вечного спокойствия и счастья. Жизнь при солнце – это бесконечная череда воплей и стона. Каждый новый день при свете солнца, как соль на искровавленные ссадины. Огненный змей, парящий над землёю, наслаждается болью, которой он дышит. Закат, как капля яда, стекает из его пасти.

Ни одна история невозможна без женщины, так и эта не исключение. На любой бунт и борьбу вдохновляет прекрасный аромат сирени, так же происходит и в произведении, написанном Сологубом. В недосягаемом чертоге, который за границей дня, жила прекрасная Царица. Людям не дано было увидеть образ этой нежной женщины. Она сияет неземною красотою в месте, где никогда не восходит солнце. Там слышен повсюду шёпот горных рек, а по ним плывут лёгкие мечтания. Но прекрасных дам принято воровать от возлюбленного. В мир нежности и счастья прорывается дракон. Он уничтожил мир прекрасной Царицы своими огненными стрелами. Змей убивает её и, свернувшись в кольцо, вновь сияет на небе. Искрящееся лучами чудовище мечтает править всем небом. Оно выжигает землю безумием, зноем и мучением. Спустя долгие месяцы страданий герой, наконец, бунтует и идёт войной на дракона. Он, выхватив меч, грозит и поднимает восстание. Меч пронзает чешуйчатое тело змея и из него льются багряные лучи. Из пасти вырывается последний вздох и приходит тьма. Сологуб оказывается в безграничном мире, где кругом тишина и темнота. Но где же возлюбленная? Неужели бой был напрасным? Услышав сладкую музыку ночи, перед ним появляется Царица. И исполнились мечты поэта, они вдвоём, вокруг вольность и свобода, змей мёртв и свет погас повсюду. И только двое влюблённых останутся тайной в мире вечного блаженства и темноты.

 

 

Согласитесь, красивый и очень оригинальный миф. Фёдор Кузьмич Сологуб – один из немногих поэтов, который не боялся обнажить душу. Он весь в своих стихах и стихи часть души его. Сборник стихотворений «Змий» ‒ это откровение страдающего человека, несмолкаемый крик страха и злости к пробуждающим лучам солнца.
 


Автор: Алексей Солонко