Он вымыл нам полы, пропылесосил ковер, показал кино про старую Москву. Это было современное искусство. Известный чешский художник Антонин Бринда (Antonín Brinda) провел в творческом пространстве Artifex свой перформанс, а потом мы поговорили с ним о современном искусстве.



Artifex: Почему перформанс, с чем связан ваш выбор?

Я начал свою деятельность еще в подростковом возрасте. Тогда я играл в экспериментальном театре, но в какой-то момент осознал, что классические театральные спектакли — это не совсем мое. Театр так или иначе является неким ограничением. Люди приходили, смотрели, как я играю на сцене. Мне это нравилось, но в «театральные рамки» по-прежнему не вписывались идеи, которые я хотел воплотить. Через какое-то время я открыл для себя целое направление в искусстве, в котором импровизация допустима и даже приветствуется, а место проведения не ограничивается театром. Перформанс привлек меня своей «гибкостью».

Artifex: У вас есть образование в сфере искусства или театра?

Да, я получил театральное образование, а также теоретическое образование в сфере искусства.

Artifex: Какова доля импровизации в ваших представлениях?

Где-то 30 процентов.

 

 

Artifex: Все остальное вы готовите заранее?

Да.

Artifex: Фильм, картину, пьесу или скульптуру можно продать, а продаётся ли перформанс? Что для вас значат деньги?

Да, продать перформанс возможно, и это происходит довольно часто. В основном это случается на фестивалях или в галереях, куда тебя приглашают ради перформанса. Он расценивается точно также как театральный спектакль. А что касается вопроса денег, я думаю, что эта тема неизбежна, мы все с ней сталкиваемся. Деньги для меня не очень важны, так как я привык жить с минимальными затратами, но так или иначе они мне нужны. Конечно, я мог бы с легкостью избавиться от всех денег, но я решил все же пользоваться ими, чтобы быть частью системы, в которой мы все живем. Я стараюсь жить так, чтобы не тратить слишком много, и в то же время чувствовать свою независимость от денег настолько, насколько это возможно. У меня нет постоянной стабильной работы, это совсем мне несвойственно.

 

 

Artifex: А чем вы зарабатываете на жизнь, если не секрет?

Мой заработок зависит от разных фестивалей и фондов, которые готовы спонсировать артистов. Мне необходимо построить карьеру, нравится мне это или нет. Чем лучше мое резюме, тем больше шансов получить приглашение на фестиваль, с помощью которого я попаду на следующий фестиваль и т.д. Но если ничего в этом формате не намечается, то я нахожу временную работу, например, устраиваюсь в бар или еще куда-то. К тому же я стараюсь не тратить много. В основном деньги уходят на аренду жилья, для меня это особенно важная тема. Меня интересует тема анархии, сквоттинга и бесплатного проживания. (прим. Сквотирование, или сквоттинг (англ. squatting) — акт самовольного заселения покинутого или незанятого места, или здания лицами, не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование.)

Artifex: Что вам нравится больше всего в собственных перформансах?

Мне нравится гибкость, как я уже говорил ранее. Мне нравится продумывать план своего выступления в различных обстановках и за короткий промежуток времени. Всегда получается что-то уникальное. Очень редко я повторяю свои перформансы. Обычно я создаю их, отталкиваясь от конкретной ситуации. Я бы разделил свои работы на два типа. Первый — то, что вы видели сегодня, это нечто немного игривое и с юмором. Мне, кстати, очень нравится юмор. Второй тип более серьезный и глубокий. Обычно на такие работы уходит больше времени. Примером могут служить мои работы в метро или в городе Турку (Финляндия), о которых я рассказывал. Мне очень нравится наблюдать за изменениями в моем теле и в восприятии, которые сопровождают такие долгие перформансы.

 

 

Artifex: А как обычно реагирует публика на вашу работу?

Все зависит от контекста, он сам генерирует публику. Если это, допустим, арт-фестиваль, то люди обычно готовы ко всему, потому что они привыкли видеть абсолютно разные вещи. Как правило, зрителями на таких фестивалях бывают сами художники, а они готовы увидеть все, что угодно. Так же есть и обычная публика. Я думаю, реакция в данном случае может варьироваться от радостного удивления, так как я достаточно часто вношу долю юмора в свои работы. Но она может доходить до смятения и скуки. Со мной это тоже случается. Всегда сложно сохранить баланс между мной и зрителями, чтобы нам всем было весело. Я стараюсь сделать именно так, но бывает, что это не срабатывает. Иногда скука — это хорошо. Скука бывает разная: намеренно вызванная и та, которая появляется в случае, если перформанс не удался. Конечно, второго вида скуки я стараюсь избегать.

Artifex: Искусство всегда было победой над временем. Но перформанс — это что-то сиюминутное. Есть ли в этом своеобразная красота?

Мне кажется, ответ уже содержится в вопросе. Красота именно в том, что это происходит в конкретный момент и никогда больше не повторится.

Artifex: Какова доля провокации и эпатажа в ваших акциях?

Раньше я довольно часто работал с наготой, и это было провокационно. Сейчас я этим не занимаюсь, хотя подумываю вернуться к этой теме. Но я хотел бы подойти к ней более изощренно и вдумчиво. Мне нравится, когда не до конца понятно, что происходит и почему. Перформанс предоставляет множество возможностей, одна из которых — абстракция. Это, в принципе, абстрактное искусство. Если даже в работе и присутствует провокация, то в хорошем смысле. Я не проявляю агрессию в своей работе.

Artifex: В ваших работах можно выделить какую-то основную тему?

Да, я занимаюсь несколькими темами. Основная — это города и урбанизм, а второстепенная — тема человека. Человек, как живое существо, как индивидуум, как личность. Она о том, как быть самим собой. Я бы сказал, это в какой-то степени автобиографично.

 

 

Artifex: Вы считаете себя фриком? Если да, то в какой степени и почему?

Нет, я не считаю себя фриком. Вообще это слово напоминает мне слово «queer», которое является ругательством (Прим.: в переводе означает — странный, необычный, сомнительный, гей). Если ты «queer», значит ты странный, ты фрик или что-то еще. Я, несомненно, уважаю все эти странности, но сам не отношу себя к фрикам. Конечно, классно иметь свободу самовыражения, но важный вопрос — как ты используешь эту свободу. Возможно, это связано с проявлениями субкультур. Быть фриком, значит быть не таким как все и наслаждаться этим. Мне нравятся мои маленькие странности, и я был бы рад, если бы все люди смогли принять странности друг друга и совместно существовать без предрассудков. Как люди, как разные люди.

Artifex: Вы относите себя к какой-то субкультуре?

Я не могу напрямую связать себя с какой-то субкультурой, но к некоторым я довольно близок. Например, культура техно и электронной музыки, еще меня интересует анархизм. Не знаю, можно ли это назвать субкультурой, но я так же отношу себя к миру искусства. Мне кажется, это тоже такая своеобразная субкультура.

 

 

Artifex: Есть ли у вас мечта о какой-то глобальной акции, или вам по душе камерные мероприятия?

Мне ближе камерные мероприятия, потому что так проще вступить в контакт с публикой. Было бы классно, если бы много людей смогли одновременно наблюдать за моими действиями, например, через интернет. Но, мне кажется, что это противоречит основным принципам этого арт направления. Выступать перед толпой людей — звучит очень заманчиво, да. Я вообще мог бы стать рок звездой, но этого не случится. Если бы мой перформанс с пылесосом транслировался на огромный экран с аудиторией в 10000 человек, было бы круто и очень забавно, но этого не произойдет. Я мечтаю стать успешным в своей деятельности, иметь возможность представлять свои работы, получать уважение и признание, а не просто слышать от каких-то людей «это плохо» или «это хорошо». Я хотел бы цениться среди своих коллег и иметь возможность представлять свои работы глобально, но не для тысяч людей одновременно, а для множество маленьких отдельных групп людей. Я бы очень этого хотел.

Artifex: Какую роль в ваших представлениях играет секс и сексуальность?

Раньше это была основная тема моих перформансов, но по ряду личных причин я перестал с ней работать. Эта тема по-прежнему для меня очень важна, и я надеюсь в дальнейшем вернуться к ней, не обязательно с такой же интенсивностью.

Artifex: Спасибо за интервью!