Изначально синти-поп звучал так, будто бы его играют персонажи из франшизы «Звездный путь». Основатели жанра немецкая группа Kraftwerk сразу после первого альбома поняли, как должна развиваться современная музыка. Они отложили классические инструменты и перешли на синтезаторы и драм-машины. Авангардные композиции на всю сторону пластинки сменились на песни с четко выраженным ритмом и большим количеством электронных звуков. Каждое выступление превращалось в своеобразный перфоманс: на сцене за большой аппаратурой стояли 4 неподвижных силуэта и, не выражая никаких эмоций, исполняли футуристические песни.

Даже сам образ музыкантов напоминал не людей, а киборгов, что они и сами подчеркивали в треке The robots – «Мы – роботы». А имя ныне покойного фронтмена Флориана Шнайдера звучит как космический шатл, что заметил в свое время известный музыкант Дэвид Боуи. Один из его треков на альбоме «Heroes» называется «V-2 Schneider», отсылая сразу и к электронщику, и к баллистическим ракетам, разработанным нацистами во время Второй мировой войны.

 

 

Хотя Kraftwerk воспринималась как свежая группа, и многие американские диджеи включали хиты на дискотеках, их творчество все ещё оставалось сложным для восприятия рядовому слушателю. Пытаясь найти баланс между экспериментальной и танцевальной музыкой, многие музыканты под влиянием немцев основывали свои коллективы. Выбирали они синти-поп не только из-за модных тенденций того времени, но и из-за доступности. Для того чтобы играть джаз, нужно хорошо разбираться в музыкальной теории, рок – уметь играть на инструментах. Однако для создания синти-поп альбома требовался только синтезатор и хороший вкус. Участники одной из первых коммерчески успешных групп Human League купили самый доступный Korg 700S за 800 фунтов и быстро научились извлекать из него простые мелодии. В их родном промышленном городе Шеффилде, который находится в Англии, уже была развита электронная сцена. Странные шумы и скрежеты находили отклик у местных жителей, так как всюду стояли заводы, из-за чего люди чувствовали себя в новой эпохе. Такая сложная музыка отображала этот дух.



И все-таки когда произносишь слово синти-поп, в голове сразу начинают играть песни не Human League или Kraftwerk, а Depeche mode. Эти ребята будто бы специально были рождены для того, чтобы стать музыкальными звездами. Они из маленького города Бэзилдона, в котором делать абсолютно нечего – либо заниматься музыкой, либо грабить бензоколонки. Юный Дейв Гаан успешно совмещал и то и другое. Репетировали всегда у кого-то дома, вызывая недовольство остальных сожителей. Несмотря на то что вся музыка была слышна только через наушники, мама Мартина Гора, например, постоянно жаловалась на цокот от нажатия клавиш. Как только музыканты сыгрались, они начали искать место для выступлений, но смогли договориться только с прачечной. Будущий основатель лейбла Mute records зашел на концерт посмотреть, насколько безнадежна группа, которая поет в таком месте, однако песни ему так понравились, что он предложил сотрудничество, хотя не собирался заниматься звукозаписью.



После первого альбома, когда от них ушел Винс Кларк и основал другую синти-поп группу Erasure, и пришел Алан Уайлдер, они стали олицетворением идеальной группы для данного жанра. Вокалист цеплял аудиторию своим бунтарским образом, автор песен стремился к экспериментам и делал треки менее попсовыми, клавишник обращал их в понятную для обывателей форму, а человек с музыкальным образованием работал над качеством звучания и прорабатывал партии. Продолжая идеи шеффилдской сцены, для третьего альбома Construction time again музыканты отправились на заброшенный завод в поисках новых семплов. Они колотили по железкам и фиксировали это на диктофон. А вокал для песни Pipeline записывали прямо в тоннеле.



Синти-поп не похож на диско или обычную поп-музыку – тексты слишком мрачные, а мелодии хоть и подходят для дискотек, не были созданы для того, чтобы под них танцевать. Скорее всего, это электронная версия жанра пост-панк, которому также близка идеология, что для создания музыки не обязательно владеть мастерством игры на инструментах – каждый может выйти на сцену, если ему есть что сказать. Основатели направления – британская группа Joy Division – в начале 80-х переживали серьезные потрясения. Фронтмен Йен Кертис из-за депрессии, которая была вызвана приступами эпилепсии и любовью, разорвавшей на куски, совершил самоубийство на 24 году жизни. Для участников группы это был тяжелый удар — они потеряли главного члена команды. Место фронтмена занял бас-гитарист Питер Хук. Музыканты начали работу над альбомом Movement и выпустили его в качестве нового проекта New Order, согласно старому уговору: если кто-то покинет группу или умрет, то они сменят название. Однако писать в старой стилистике без главного двигателя команды британцы не смогли и попробовали свои силы в схожем жанре синти-поп. Результат оказался настолько успешным, что сингл Blue Monday стал самой продаваемой пластинкой тогда и до сих пор держит рекорд как длиннейший трек, попавший в чарты, согласно по данным Uk Singles Chart.

 

 

Синти-поп группы, несмотря на большую популярность, продолжали экспериментировать со звуком, что не радовало работников студий звукозаписи. После трех успешных альбомов группы Talk Talk лейбл EMI выделил деньги на четвертую пластинку. Однако фронтмен Марк Холлис решил сменить вектор звучания – вместо поп-мелодий под синтезаторы он сделал шесть медленных композиций, смешивая джаз, рок и эмбиент. Сейчас их считают основателями нового жанра пост-рок, а сам релиз оказал большое влияние на артистов начиная от DJ Shadow, заканчивая Томом Йорком из Radiohead. Мало того, что музыканты почти год сидели в студии и не показывали свои наработки, так они потом ещё объявили, что не смогут поехать с материалом в тур, так как он слишком сложен для живого исполнения, и требуется целый оркестр. Лейбл расторг контракт с коллективом.

 

 

Если что-то популярное появляется на западе, то через несколько лет оно обязательно доедет до России. Под влиянием европейской новой волны в СССР музыканты из андеграунда начинают копировать стиль известных команд. Например, авторы хита «На заре» группа «Альянс» явно вдохновлялась A-ha, а Хуго-уго прозвали тольяттинскими Joy Division. Однако больше всего отличилась группа «Технология», которая скопировала не только имидж у Depeche Mode – кожаные куртки и оригинальные прически, но и перепела песни британцев на русском языке, выдавая за свои. Как они сами говорили, у них было желание познакомить советского слушателя с незнакомой музыкой, поэтому даже на концертах они продавали журналы со статьями про бэзилдонскую четверку. Любовь к этим музыкантам действительно прижилась в стране. По случайности день рождения вокалиста выпал на 9 мая, что стало неофициальным днём Дейва – поклонники надевали странную одежду, выходили на площади и распевали песни на иностранном языке, вызывая недоумение у обывателей, которые собирались отметить День Победы.





Сейчас в любой популярной музыке есть электронные элементы, поэтому рамки жанра стали размыты, а может и вообще исчезли. Современные музыканты, вдохновившись ретро-эстетикой, начали играть синтвейв и ретровейв. Их треки пропитаны ностальгией по тем временам, которых на самом деле никогда и не было. Самые известные композиции звучали в фильме 2011 года «Драйв» Николаса Рефна. И как неясно жив ли главный герой этой картины или лишь его душа бродит по свету, так неясно существует ли синти-поп сегодня, или нам остается только слушать старые группы и видеть их влияние в новых жанрах.

 

 


Автор: Юрий Семеёшенков