Электронную музыку многие не любят за то, что она слишком техничная и «‎бездушная», якобы ей нельзя подпевать, под нее сложно двигаться. С этим можно спорить, но есть как минимум один жанр электронной музыки, который своим существованием доказывает обратное — это хаус.

Хаус словно создан для танцев, это звучащая энергия, которая то сжимается, то растягивается. Уходящий корнями в диско, этот жанр точно знает, как заставить людей двигаться. При этом он звучит более жестко, а все внимание получает главный для хауса элемент — ритм.

 

 

Этот жанр появился в 80-х в Чикаго на основе диско и фанка. Представьте, что из диско с его стандартной куплетно-припевной структурой убрали все «излишества» вроде скрипок и хорового пения и оставили только электронное звучание и ритм — грубо говоря, это и будет хаус. Ритм 4/4, bpm в пределах 118-132, snare или clap на вторую и четвертую долю. Вокальные семплы в хаусе используются, но довольно редко и не перетягивают на себя внимание. В классическом хаусе поется о любви, танцах и сексе — продолжение традиций диско и фанка налицо. Использование вокала в качестве семплов, как еще одного инструмента — особенность именно чикагского хауса. Первым хаус-треком считается «On and on» Джесси Сондерса.

 

 

Еще один яркий поджанр это эйсид-хаус (acid-house). Его можно узнать по «кислотному» звучанию баса культового синтезатора Roland TB-303. Свое название это направление получило благодаря проекту Phuture. В него входило трое музыкантов: DJ Pierre, Herb Jackson и Earl «Spanky» Smith. В конце 1985 года они выпустили запись под названием «Acid Tracks» и, как это обычно бывает, случайно создали кое-что культовое. «В альбоме „Acid Tracks“ всё сделано случайно, потому что никто из нас не знал как работает этот чёртов 303-й. Я начал крутить ручки наобум, и всё это выглядело вроде „Ой, смотрите как тут можно ещё сделать!“. А потом мы закончили играть с синтезатором, задали ритм и написали на кассете „In Your Mind“. С этим треком мы вошли в историю», — так рассказывал об этом DJ Pierre.

 

 

Поджанров хауса очень много, как и подобает крупному музыкальному направлению. Сейчас его часто используют даже в поп-музыке, так что вы часто можете слышать эту музыку по радио или в торговых центрах и даже не знать, что это на самом деле хаус. Кроме двух вышеперечисленных, чикагского и эйсид-хауса, самые популярные направления — это, пожалуй, дип-хаус и хип-хаус.

Дип-хаус характеризуется более глубоким и одновременно мягким звучанием с частым использованием реверберации и вокала. Это более расслабленная музыка, под которую можно скорее отдохнуть от танцев. А хип-хаус, как несложно понять из названия, сочетает в себе прямую бочку и инструменталы от хауса с речитативом от хип-хопа. Этот жанр стал очень популярным в последнее десятилетие, примеры ему можно найти в творчестве Vic Mensa, а в последние годы его активно подхватили и российские музыканты.



В самом Чикаго хаус-музыка далеко не была мейнстримом и играли ее в основном только в клубе Warehouse, руководил которым Фрэнки Наклз. Кстати, по общепринятой легенде именно от названия этого клуба хаус-музыка и получила свое имя. Получив клуб в свое распоряжение, Фрэнки начал играть в нем диско, разбавляя его синти-попом и битами с драм-машины Roland TR-909. Какое-то время это было единственной формой существования хаус-музыки.

Warehouse был гей-клубом для темнокожих и, понятное дело, не был доступен широкой аудитории. Время от времени хаус звучал на местных чикагских радиостанциях и выходил на небольших независимых лейблах. Несколько таких пластинок однажды добрались до Англии, а когда английских диджеев, в числе которых был Майк Пикеринг, пригласили в Чикаго, они сыграли хаус в популярных «белых» клубах. Публика была в недоумении и накинулась на диджея с расспросами о том, что за чудо только что пролилось в их уши. «Да это же ваша местная музыка!» — ответил Пикеринг.

Постепенно хаус завоевывал все более широкую аудиторию, в популярных магазинах появлялись пластинки с хаусом большими тиражами, в клубах публика танцевала под хаус, а на радио даже появлялись посвященные ему передачи. Во франции храмом хауса стал парижский клуб Rex, а в Англии — Haçienda. По традиции этого клуба, в последние двадцать минут вечеринки диджей играл только ставшие классикой треки. Перед этим музыка на пару минут затихала, давая сигнал публике. Танцующие понимали, что сейчас произойдет, и когда музыка наконец начинала играть, у всех было ощущение, будто вся вечеринка затевалась ради этих последних двадцати минут. Это было действительно объединяющее ощущение, настоящий массовый экстаз!

Большой вклад в распространение хаус-музыки внесли пиратские радиостанции Англии. Именно они, с одной стороны, отражали, а с другой — формировали вкусы молодых меломанов, а также первыми ставили андеграундные новинки. Одной из таких станций была Kiss FM. Ее диджеи — Джадж Джулс и Пол Андерсон — активно продвигали хаус в массы, и это дало свои плоды.

Как у любого более или менее популярного музыкального течения, у хауса появилась своя символика и визуальные атрибуты. Главным символом этой субкультуры был всем нам знакомый смайлик: желтый круглый значок с огромными глазами и улыбкой. Такие значки носили на майках или рюкзаках, чтобы обозначить свою принадлежность к движению.

 

 

И это, мне кажется, символично: самый танцевальный и оптимистичный жанр музыки (из электронных уж точно) обозначается изображением счастливо улыбающегося человечка.