Рэп – ведущий музыкальный стиль 2010-х. Молодежь наизусть учит тексты любимых исполнителей, а старшее поколение негодует и утверждает, что в их время «такого не было». На примере творчества рэпера Хаски объясняем, почему это музыкальное течение стало таким популярным и теперь привлекает внимание не только школьников, но и филологов.

Русская поэзия на протяжении всего своего существования претерпевала массу метаморфоз. В древнерусской литературе не было противопоставления прозы и поэзии. В текстах, сопровождаемых музыкой, не было ярко выраженного ритма, периодических рифм. В течение второй половины XVII – первой половины XVIII века русские стихотворцы, такие как, например, Симеон Полоцкий, буквально ломали хребет русского стихосложения, пытаясь подстроить русский язык под сколько-нибудь периодическую систему ритмов европейского образца. Чуть позже Михаил Васильевич Ломоносов и Василий Кириллович Тредиаковский закончили дело предшественников. Ученые создали силлабо-тоническую систему стихосложения, всем нам знакомые ямбы и хореи, которые закрепились в русской поэзии на несколько веков.

Во второй половине XX века стихи стали проникать в массовую культуру в основном благодаря песням. Российские подростки стали знакомиться с наследием поэтов через лирику Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Егора Летова. Но в 2010-ые годы темы любви, одиночества, непонимания, потерянности, которые были так присущи русскому року, плавно перекочевали в новый музыкальный стиль – рэп. Переживая взлеты и падения, рэп стал главенствующим жанром музыки в мире. Ярким современным исполнителем современного русского рэпа является музыкант под псевдонимом Хаски (Дмитрий Кузнецов) – один из самых интересных и реформаторских рэперов на данный момент.

 

 

Рэп в той или иной мере еще долго будет оставаться популярным среди молодежи. И не только благодаря тому, что этот жанр музыки как никакой другой текстоцентричен, а следовательно, неизбежно заимствует литературные приемы у классиков. Неотъемлемой частью рэп-текста является ритм. Если читатель захочет поэкспериментировать и попробует изучить ритмический рисунок стихов Хаски, он довольно быстро поймет, что тексты рэпера по своей ритмической организации не похожи на стихи, написанные ни в ямбе, ни в хорее, то есть в размерах, излюбленных Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым и другими классиками. Все стихи великих поэтов были написаны в силлабо-тонической системе стихосложения, которая предполагала, что в каждой стихотворной строке присутствует фиксированное количество безударных и ударных слогов. Размеры, которые когда-то были навязаны русским поэтам вдруг уходят на второй план. Проявляется настоящая сущность русского языка, в котором, в отличие от французского, нет общего правила постановки ударения. Текст, написанный на русском языке, по своей природе аритмичен, он не вписывается в те размеры, которые стали традиционными, благодаря творчеству классиков XIX века.

Стихи Хаски написаны с помощью тонической системы стихосложения, в которой работали древнерусские молитвословы еще до реформ Ломоносова и Тредиаковского. Удивительным образом новомодная музыка, ломая привычные шаблоны, пришла к истокам русской поэзии, обнажила ее сущность.

Надо отметить, что в недалеком по меркам истории литературы начале XX века другие русские поэты-реформаторы, такие как Маяковский, Блок или Ахматова, ставшие теперь классиками, тоже использовали тонический стих. Но Хаски продолжает дело поэтов, не только очищая русскую поэзию от наскучивших ритмов. Он создает образ лирического героя-скандалиста, аутсайдера, которому позавидовал бы и герой самого Маяковского.

 

 

Хаски создает портрет классического героя нашего времени.

Он вырос в панельных домах, в которых живет практически вся Россия («Вынырнуть в колыбельку/И врастать помаленьку в панельку»), чувствует обреченность, предопределенность, навязанную серым, обшарпанным среднерусским пейзажем («Бараки-недоростки топорщатся кое-как/Неприветливые, словно пропойцы на голяках»).

При этом лирический герой Хаски задается философскими вопросами, он осмысливает роль Бога в жизни человека, природу творчества. Исключительная рефлексия на окружающую действительность, отличающая героя от остальных людей, сочетается с маргинальным поведением и образом жизни героя («До одури в подворотне я буду бухать и дуть», «Обстоятельно проблевавшись/ В чьей-то хате на Патриарших»).

Контрасты, на которых строится личность героя Хаски, позволяет сказать, что персонаж стихов рэпера – яркий представитель постмодерна, который может если не встать в один ряд с такими постмодернистскими персонажами как Веничка Ерофеев из поэмы В. Ерофеева «Москва – Петушки», то по крайней мере приблизиться к ним. Классические герои постмодерна неоднозначны. Кому-то может показаться, что герои Хаски и Ерофеева — типичные запутавшиеся в своей жизни слабые люди, которые не могут справиться со своим одиночеством. Другие же будут считать персонажей настоящими современными философами, поистине достойными и высоконравственными людьми, несмотря на их внешний вид и образ жизни. И герой Хаски прекрасно понимает двойственность своей сущности, показывая свое умение анализировать действительность, размышлять.

Рисуя образ маргинального персонажа, автор сравнивает его с Иисусом Христом. Так же как и Христос, герой Хаски ведет маргинальный образ жизни, «проповедует» с помощью своих песен, которые пользуются популярностью у людей. В треке «Иуда» герой задается риторическим вопросом: «Кто из вас выдаст меня?». С помощью этих строк автор закрепляет за героем роль Иисуса. Появляется в стихах Хаски и идея предательства, плавно вытекающая из христианских мотивов. В треке «Весело и грустно», написанном совместно с IC3PEAK, присутствуют следующие слова: «Подари мне человека, который меня убьёт».

Для того чтобы попытаться точнее трактовать смысл этих строк, нужно обратиться к повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». В ней Иуда – лучший ученик Христа, который готов очернить свое имя, предать своего учителя, ради того, чтобы тот исполнил свое предназначение – спас род человеческий. Ведь если бы Иуда не предал Христа, тот не умер бы, а, значит, не искупил бы человеческие грехи. Таким образом, Иуда и Христос – это два, казалось бы, противоположных персонажа, которые тем не менее не могут существовать друг без друга. Возможно, то постоянное противостояние Иисуса и Иуды, которое красной нитью проходит через все творчество Хаски, является метафорой внутреннего конфликта героя. Его сущность двойственна, многогранна. Это с одной стороны, мешает герою жить, с другой формирует личность персонажа, делает его тем, кем он на самом деле является. Желание лирического героя Хаски «найти человека, который» его «убьет», равносильно желанию человека найти себя, свое место в мире, свое предназначение.

Творчество Хаски наполнено христианскими мотивами, которые сочетаются с жаргонной лексикой, просторечиями, делая мысли о религии, Боге менее пафосными. Бог в стихах рэпера часто предстает в виде немощного старика, гонзо-журналиста, «актеришки» или обессиленного, жалкого существа («Бог забыл, что его нет, и явился мне/ Сухой, сгорбленный старик, мы с ним увязли в спорах/ Ему стало плохо, его увезли на скорой»). («Однажды ты нырнёшь в анабиоз / Но вместо сада райского и поз / Бронзовой Бейонс.../ У ног твоих, у ног.../ У ног твоих, свернувшись калачом/ Ждёт тебя, припрятав харчок в кулачок, дурачок»).

(«Тело съежилось и потемнело, словно жухлый лист/ Жгу на бис, надо мною бог, как гонзо-журналист».

(«Актёришка-Господь целует твои следы, ненавижу»)

Поэт осмысливает божественное, перенося на него свойства человеческого. Образ Бога в стихах поэта лишен всякой возвышенности, всякого пафоса.

Стихи Хаски передают мысли человека, который сталкивается с экзистенциальным кризисом, пытается переосмыслить устоявшиеся шаблоны. Возможно, поэтому песни рэпера стали настолько популярными у молодого поколения, сталкивающегося с такими же проблемами.

 

 

 


Автор: Мария Лысенко