Российский музыкант Женя Дидур, также известный как paramoldah, жил в Симферополе и делал простую и искреннюю музыку, пока рэпер Кравц не пригласил его заниматься тем же самым в Москве с поддержкой лейбла Presnya Family. Дидур поет о любви, а его музыка так и пышет жарким крымским солнцем и любовью к жизни.

Во время нашего разговора я была приятно удивлена искренностью Жени. Он не старался казаться лучше, чем есть, отвечал на мои вопросы прямо и честно, не скрывая даже деталей: легко называл суммы своих гонораров, делился мечтами и жизненными уроками. После нашего интервью его музыка для меня зазвучала по-новому, и я убедилась, что все, что он создает, идёт от души.



Artifex: Я наблюдала за твоими соцсетями, пока готовилась к нашей встрече, и заметила, что в последнее время у тебя выходит много интервью, шоу с твоим участием. С чем связан такой скачок?

Я бываю в Москве не часто и хочу максимально продуктивно провести здесь время. У меня тут много друзей, которые хотят делать со мной совместные проекты. Не сказал бы, что это скачок. Просто зима прошла, и люди согрелись.

Artifex: У меня сложилось такое ощущение, что, если бы ты захотел, ты мог бы стать гораздо известнее глобально - у тебя для этого есть все возможности. Значит, ты этого просто не хочешь?

Кто-то мне сказал, что мой поезд уже ушёл. А я считаю, что он ещё не пришёл. Я готовлюсь потихонечку. Просто, может, в следующий раз. У каждого своё время. Главное - не сдаваться, и чтобы в тебя кто-то верил.

Artifex: В чем разница между твоим творчеством как Жени Дидура и как paramoldah?

Женя Дидур - это русский проект. Paramoldah английско-французский. Когда на украинском буду что-то выпускать, ещё не знаю, как назовусь. Это всегда мотивирует: чем больше у меня разных разностей, тем интереснее. К тому же, сейчас мне не хочется нагружать людей. Вот в творчестве Жени Дидура больше поток информации, а я сейчас перешёл к тому, что хочется помогать человеку расслабиться. Вот едешь, например, в машине, и не хочешь потока слов - у тебя своих мыслей достаточно, чтобы устать. А тут ты просто чиллишь. В этом основной посыл Magic Beans (Название последнего альбома Жени Дидура - прим.ред.).

 

 

Artifex: Есть ли в твоей аудитории люди, которые знают тебя только как paramoldah или только как Женю Дидура?

Конечно, есть разные люди. У меня есть знакомые, они 4 года сидели в офисе и слушали paramoldah, а когда услышали одно слово на русском, они такие: «Блин, ничего себе, америкос как на русском говорит!».

Artifex: У тебя недавно состоялась презентация альбома, как прошло?

Слушай, было здорово. Во-первых, мне нравится место, где это проходило. Я часто там выступаю, и там такой дружеский коннект всегда. Много гостей было. А альбом, кстати, уже на iTunes можно приобрести.

Artifex: Почему такое название - Magic Beans?

Да просто так захотелось, волшебные бобы - это же круто! А концепция в том, что альбом очень долго вынашивался, прорастал, и поэтому волшебные бобы.

 

Artifex: Альбом на английском, и там есть песня на французском, а вообще ты знаешь 4 языка. Это в университете пришлось учить?

Английский и французский я учил с пятого класса, немецкий потом, в 10-11, ну и в университете уже греческий.

Artifex: Насколько отличается процесс написания песен на разных языках?

Мне намного комфортнее писать на английском и украинском, нежели на русском. Во-первых, так я могу в четырех словах раскрыть огромную тему. Во-вторых, можно легко найти похожее слово по рифме, а в русском это немного проблематично. На русском тяжелее, но круто выходит. На украинском мягенько, на английском - сладенько.

Artifex: А публика что лучше принимает?

Да по-разному, я как-то не думал об этом. Я делаю то, что мне нравится. Нет таких заказов типа «напиши альбом, как вот эти песни». Если так всех слушать, то, мне кажется, ничего не получится. Но, все же, на русском, наверное. Потому что у нас русские люди, и это им доступно, понятно.

Artifex: Есть мнение, что, когда музыкант начинает петь на английском, он стремится завоевать запад, выйти на международную публику. У тебя есть такие амбиции?

Таких амбиций у меня нет, потому что я не настолько качественно, как мне кажется, делаю музыку, как за рубежом.

 

 

Artifex: Что мешает делать её так же?

Во-первых, у нас таких студий нет, во-вторых, там индустрия более налажена, у нас немножко грустно с этим. Я писал этот альбом четыре года и думаю: надо издавать. Я когда выпускаю альбом, это как камень с души. Теперь - все, я выдохнул, получил хороший фидбэк и отзывы об альбоме. В плане качества, конечно, там нужно было ещё поработать, но не было времени и сил, и плюс очень много сейчас других проектов.

Artifex: Какие вообще у тебя мечты как у музыканта?

Как у музыканта у меня одна мечта - остаться после себя.

Artifex: А если не касаться музыки, о чем ты мечтаешь?

Мечтаю о ребёнке. Хочу сына. Хотя второй половины у меня нет.

Artifex: Сейчас ты в активном поиске?

Нет. Я такого мнения, что, чем больше ты бежишь за чем-то, тем меньше ты куда-то прибегаешь. Оно все само собой должно происходить.

Artifex: Как по-твоему, интернет позволяет сейчас кому угодно стать звездой или нужна работа в офлайне - то есть о тебе не узнают, пока ты не начнёшь знакомиться с людьми?

Я думаю, интернет все-таки. Можно сделать офигенный хит и все. А перед этим ты можешь делать песни и ходить знакомиться со всеми, но ничего не добиться.



Artifex: Presnya Family - это, по большей части, объединение хип-хоп артистов. Ты относишь себя к части этой хип-хоп тусовки?

Да.

Artifex: А следишь за тем, что происходит сейчас в русском рэпе?

Нет. Не хочу сбиваться с линии, по которой я иду. Ну и не интересно.

Artifex: А за кем вообще ты наблюдаешь из российских или русскоязычных артистов?

Ни за кем. Украина мне больше прет в этом плане - в созвучности какой-то, милозвучности. В плане языка они находят что-то новое, на шаг впереди. Не хочу никого обижать, но речитатив - не знаю... Мне немножко весело от этого. Все сказано уже, все эти рифмы: «небо-где бы-не был», это уже как-то грустно. Хочется находить какие-то сплетения рифм. Вот у меня есть песня «Опытный моряк», в которой слова: «Мы забыли ту истину, что друг друга нельзя вниз тянуть» - вот это между слов, вот это прикольно.

Artifex: Сколько примерно концертов у тебя проходит в год?

Очень мало. В целом, может, от силы 15.

Artifex: Тебя не устраивает эта цифра?

Не устраивает, но я не только делаю свою музыку, я ещё пишу для рекламы, рисую, создаю граффити, пишу стихи. Я живу в Крыму, в частном доме. Выращиваю ростки пшеницы, помидоры черри, рукколу. У меня классная собачка. Всему своё время. Я не стремлюсь к тому, чтобы у меня было 100 концертов в год. Да, это было бы круто, это деньги, но я не гонюсь за этим. Плюс, я не хочу частить. Я не даю больше трёх-четырёх концертов в Москве. Если это какая-то презентация клипа, то можно, а так - просто попахивает тем, что у меня закончились деньги, и я хочу ещё немножко заработать. А я очень скромный чувак, и мне слегка неловко.

Artifex: Раз уж сам заговорил про деньги, можешь рассказать про твой заработок?

Все по-разному. Свадьба это, или корпоратив, или просто концерт - это колеблется от 10 до 50 тысяч, грубо говоря. Это небольшие деньги, но музыкант всегда должен был голодным, чтобы было к чему стремиться.

Artifex: Мне просто интересно, как можно выживать, зарабатывая своим творчеством, если ты не суперзвезда с ежедневными концертами?

Взлеты и падения, на самом деле. Я не сказал бы, что все суперкруто - бывают дни, когда я просто на нуле. Но я остаюсь собой, и круг моих людей тоже со мной. Это жизнь, и я считаю, что надо быть попроще, относиться ко всему с улыбкой.

Если будешь стремиться к деньгам, то вряд ли прибежишь. А жить можно по-разному. Когда отпускаешь все и не думаешь, то появляются, например, какие-то заказы на рекламу, все это тоже какие-то копеечки. Я вот по утрам люблю есть грейпфрут и киви. Мне хватает 150 рублей на утро с йогуртом и овсяной кашей. И еще, если у меня есть деньги, я их сразу хочу потратить.

Artifex: На что тратишь?

Я люблю готовить, трачу на муку, на молоко, делаю тесто. На алкоголь еще. Пиво не пью - ну летом только, и то не фильтрованное. Рыба, креветки, раки. На кофе, с девушкой прогуляться, сходить в кино…

Artifex: Ты говорил, что твоя музыка вдохновляет тебя на написание текстов. А что вдохновляет тебя на написание музыки?

Сама музыка. Я беру гитару, сажусь и думаю: «Что бы сейчас поиграть?». И просто перебираю струны , клацаю, и потом понимаю, какое у меня настроение сегодня - грустное или веселое, солнце на улице или дождь. Набренчал - все, ставлю барабаны, играю.

Artifex: Какой период в твоём творчестве был самым трудным?

Это было три года назад. Первый альбом «Повсюду». Я очень много работал на студии. Прошу звукорежиссера включить запись, он говорит: «Я тебе отсюда поставлю». Я говорю: «Нет, не надо, давай отсюда». Потом записали 5 дорожек, говорю: «Удали последнюю». А он: «Да не, классно же было!». Да блин, мэн, вообще просто запиши, нажми rec, stop, отдай мне, я пойду домой. Очень много таких было моментов. И сама атмосфера Москвы - очень большой ритм, я не привык. Мне нужен лайт. Я могу в 4 утра написать песню. Могу в 2 дня. Если ты запланировал писать, это как работа получается. Мне так не работается, я как будто должен. Я купил себе все, что мне нужно для звукозаписывающей студии, и теперь у меня дома студия.

Artifex: Ты сам пишешь всю музыку?

Да. Но иногда я привлекаю музыкантов, допустим, на саксофон или бас

Artifex: Ты говорил, что в музыкальном плане ты минималист, у тебя очень простая музыка, но, тем не менее, она очень цепляет людей. Почему?

Потому что простое всегда легче понимается. Когда много инструментов туда запихнешь - да, это круто, люди старались, оркестры… Но, по сути, надо-то очень мало: барабан, бас, клавиши, гитарка и вокал.

Artifex: А что, по-твоему, вообще делает музыку интересной для слушателя?

Припев. Цепляют нотки припева, голоса, его виляния, ходы разные. Куплет - классно, но все ждут припева.

Artifex: У тебя очень интересные и довольно сложные клипы. Почему для тебя визуальное повествование так важно?

Мне неинтересно делать то, что уже сделано. Поэтому я заморачиваюсь, и в нескольких клипах я режиссер и сценарист. Снимаю в разных местах. Причем, это всегда такой маленький бюджет, все за идею. Я не пою там слова, мне никогда не хочется петь, читать в клипах. Хочется дать какой-то загадки, чтобы люди сами раскрыли. Слова я и так написал - вот теперь смотри, наслаждайся.

Artifex: То есть, чаще всего ты сам все придумываешь?

Или сам, или дополняю, или не соглашаюсь. Вот мы снимали «Этой ночью», и я понял, что это совсем не то, что мне хотелось. В итоге с другими ребятами сняли так, как я хочу. И потом, песня сама говорит, что там надо в клип.



Artifex: Тебе скоро будет 30 лет, время подводить итоги. Что было главным твоим достижением за эти годы?

Я отпустил любовь. Еще я приобрел очень классных людей, с которыми иду по жизни. И когда я один, я знаю, что на самом деле я не один. Это, мне кажется, самое главное приобретение, которое не купишь за деньги. А вообще, бывают иногда такие моменты, когда мне кажется, что у меня кризис среднего возраста, я впадаю в депрессию. Потому что мне кажется, что я ничего не сделал. Но это бывает на час максимум.

Artifex: Мне сейчас 21, и мне кажется, что в 30 я буду совсем другим человеком. У тебя есть сейчас ощущение, что 10 лет назад ты был кем-то другим?

Да. Все меняется, и мне кажется, это неизбежность.

 

 

Artifex: А чему ты научился?

Молчанию. У меня по понедельникам день чтения, я отключаю телефон и просто читаю целый день. А раз в месяц у меня день молчания. Я молчу. И когда я молчу целый день, я как бы общаюсь, но молчу. Внутри я расставляю все по полочкам. Просто мы очень много иногда говорим, в Москве особенно. А когда мы молчим - это прям «Ом», мы приходим в себя, такая разгрузка для мозгов.

Artifex: А про чтение - что ты любишь читать?

Да всякое. Я вообще люблю такие книги, которые учат чему-то большему, чем детективы. Бродский нравится, Довлатов. Сейчас читаю Экхарт Толле «Сила момента сейчас» и «Наука осознанных сновидений» Стивена Лабержа.

Artifex: Практикуешь осознанные сновидения?

Нет, но я еще и не дочитал до практики. Вообще прикольная штука, люди 50% жизни живут во сне, но не умеют пользоваться этим.

Artifex: Если бы ты мог вернуться на 10 лет назад, что бы ты сказал сам себе, а заодно и мне и моим ровесникам?

Не тратьте время на пустые разговоры и на алкоголь. Мы часто теряем друзей, и надо к этому проще относиться. Люди приходят и уходят, кто-то отсеивается, а кто-то остается. И нужно просто к этому правильно относиться и не расстраиваться. А еще - любовь к родителям это самое важное, оттуда идет все тепло. А, ну конечно же, питаться нужно правильно!