Июнь. Белорусская. Субботнее утро. На экране телефона высвечивается новое сообщение: «Буду через пять минут. Чаруша».

Заказав кофе, я выбрала столик и начала смотреть в сторону входа. Пара иностранцев, женщина в длинном платье, мужчина в пиджаке. И вот - следующая, чей силуэт показался за стеклянной дверью ─ Даша Чаруша.

Рубашка в клетку, рюкзак и малиновый шлёпанец. Вторую ногу известной певицы, композитора и режиссера украшал гипс.

Artifex: Даша, расскажи, что случилось с ногой?

Неудачно перепрыгнула через скамейку. В связи с этой ситуацией мне по-настоящему хочется сказать о людях, которые маломобильны. Сейчас общество заточено на успех. И мы как будто стесняемся людей, у которых чего-то нет, как-будто задаём про себя вопрос: «Чего вы нам мешаете наслаждаться на нашем празднике жизни?». Можно сколько угодно делать грустные глаза, переводить 100 рублей в какой-нибудь фонд раз в месяц, но мне кажется, что этого недостаточно. Гуманизм как идея общества должен развиваться, хотя бы в половину той самой прогрессии, в которой эволюционирует само общество.

Artifex: Несмотря на перелом ноги, ты полетела на Кинотавр. Как было принято это решение?

Я очень сомневалась, но у меня было кино в конкурсе. (прим. фильм «На районе»). Я писала к нему музыку. Я горжусь этой работой, мне кажется, это один из лучших саундтреков, которые я написала. Именно с точки зрения души, которая туда вложена. Поэтому мне важно было присутствовать там. Через неделю после того, как мне наложили гипс, мне стало полегче, и я решила лететь.

Artifex: Как у тебя происходит процесс создания музыки?

Знаешь, мне кажется, все творчество разделяется на две части. В первом случае человек работает как ремесленник: сидит, выдавливает что-то из себя, мытарствует. А другой вид творчества ─ это творческие посылки. Посылки я люблю гораздо больше. Потому что их нужно просто распаковать. Но посылки ─ такая вещь, я все время думаю: «Вдруг это последняя? Вдруг никогда ничего больше не будет? Вдруг мне больше никогда ничего не пришлют?». И от этого даже в тот момент, когда я её распаковываю, возникает паника.



Artifex: Даша, как появился псевдоним Чаруша?

Это мамина фамилия. Я очень долго думала, как я должна называться. У меня папина фамилия - Симоненко. Но если бы я была Дашей Симоненко, то ничего бы в этой жизни со мной не произошло, понимаешь? Чаруша ─ белорусская фамилия. Там, кстати, встречаются еще такие фамилии как Чинуша и Игруша.

С фамилией у меня связаны два серьезных поворота в жизни. Когда я превратилась из Симоненко в Чарушу, у меня началась вообще другая жизнь. Меня утвердили на фильм, началась карьера в глянце, я стала заметна. Второй сильный слом случился, когда я поменяла фамилию на Найшуллер. Получила паспорт с этой фамилией, и в тот же день меня сняли с роли, это был фильм, в котором я играла уже пять дней. И с этого дня у меня закончилась вся актерская работа.

Потом пришло осознание того, что у меня нет ни одной хорошей роли. Я тогда задумалась: «Почему я снимаюсь в кино, а не вожу колготки из Турции? Больше бы денег заработала». Я начала задавать себе вопросы о том, что я действительно хочу делать. И поняла, что хочу заниматься музыкой. Если в актерстве я очень посредственная, то как музыкант я незаурядная, у меня есть безапелляционный талант.

Artifex: Чем отличается создание музыки для фильма? Тебе говорят, чего бы хотелось?

Конечно. Вообще, я очень люблю работать с людьми, которые знают, чего хотят. Работа над музыкой для фильма «На районе» проходила так: мне позвонила Оля (прим.: режиссер картины) и сказала: «Я хочу чтобы ты сделала пробы». Я отказалась. Я не могу просто взять и написать музыку. Мне нужно посмотреть фильм, придумать киноязык. Я потрачу на это много времени. Где-нибудь дней десять, а потом окажется, что это не подходит. Мне очень жалко своего времени. Поэтому мы отказались от проб, Оля как-то мне доверилась, и мы начали работать.



Artifex: Твоё решение лететь со сломанной ногой поддерживали близкие?

Я никогда ни с семьей, ни с друзьями не обсуждаю бытовые вещи. Что позволяет нам находиться вместе долго и в состоянии свежести. То есть мы не обсуждаем домашние проблемы, здоровье. Все, о чём мы говорим – вопросы творчества, потребления информации. У нас не принято пожалеть или посочувствовать. Мне кажется, каждый человек занят только собой в глобальном смысле. И другие люди интересны нам через призму нас самих.

Artifex: Расскажи про твой новый трек «Кольца Сатурна».

Кольца Сатурна – песня грязная по звуку и по ощущениям, но с другой стороны, там есть возвышенность. И это сочетание несочетаемого мне очень нравится.



Artifex: Этот трек ты поёшь не одна. Насколько я знаю, эта песня появилась в рамках проекта «303 каратиста». Расскажи о нем подробнее.

Вообще, проект появился, когда я пришла в Gazgolder. Ко мне подошел Лева (прим. музыкант Леван Авазашвили) и сказал, что его роман развивался под мой трек «Космос». Мне было очень приятно это слышать, потому что когда я выпустила «Космос», меня страшно ругали. Все. Ладно, не все, как потом выяснилось, но у людей, которые ругают, голоса громче и их слышнее.



И когда ты делаешь что-то в первый раз, а потом получаешь такой негативный фитбэк... в общем, я не была к этому готова. Это, наверное, единственный раз, когда я расстроилась из-за своего творчества. До слез расстроилась. Я не понимала, почему произведение, в котором нет ни капли самости, эга, вызвало столько критики.

Эта песня про Саманту Смит. Была такая девочка, которая написала письмо советскому руководству, в котором спросила: «Почему вы хотите нас уничтожить?» И получила ответ, что Россия совсем не хочет никого уничтожать. Её пригласили приехать в советский союз с дружеским визитом, и она приехала в роли голубя мира. Спустя некоторое время она попала в авиакатастрофу и погибла в возрасте 13 лет. Так вот, я прочитала эту историю, и у меня родилась песня «Космос».

Artifex: После этой истории песня воспринимается по-другому.

Да, но все эту песню связывают с Адилем, а для меня она про человека, у которого оборвалась жизнь и который в этот момент любил. И именно за эту песню меня больше всего упрекали.

Artifex: А в чем упрекали?

Что я плохо пою, что мне нужно запретить петь на законодательном уровне.

Artifex: Ты помнишь, во сколько лет написала свою первую песню?

Мне было лет шесть. Я училась в первом классе музыкальной школы, мы делали отчетный концерт. Я должна была играть этюд Артоболевской, но мне показалось, что играть чужое - отстой. Я написала своё. Мне показалось, что это было гениально. В день выступления я сыграла этюд Артоболевской для учительницы за кулисами, а на сцене начала играть своё. Мне казалось, я была на высоте. Но не тут-то было.

Удивительная система психологии советских людей. Меня сначала нахлобучила учительница, которая сказала, что зря вкладывает в меня свои таланты, потом меня нахлобучила мама, отпорола ремнем. Неделю я была наказана. Мне кажется, это подорвало мою веру в искусство, но несмотря ни на что, видишь, всё равно пробилась.

 

 

Artifex: О чем твоя музыка?

Каждая песня связана с какой-то историей из моей жизни. Например, песня «Сансара» ─ гимн наших отношений с Ильей, «Томас» – единственная песня, автор текста которой не я, а муж. Я просто перевела её с английского, она об уходе из жизни мамы. Каждый раз, когда ее слушаю, ком в горле.

«Твой новый парень» ─ это тоже история из жизни. Мне очень нравился мальчик моей подружки. Это единственный момент, за который мне стыдно в жизни. Я целовалась с парнем своей подружки и поняла, что никогда в жизни больше не буду этого делать, потому что меня так шандарахнуло по голове кармой. Буквально на следующий день у меня всё лицо обсыпало герпесом. И я поняла в этот момент, что нельзя. Я и раньше понимала, но он мне так нравился, это было невыносимо. Это была достаточно ранняя история, но, когда на следующий день ты просыпаешься с лицом, которое, как пицца, вся в волдырях, понимаешь: не надо трогать чужое.

Artifex: Даша, расскажи про фильм «Холодный фронт», автором идеи которого ты являешься. Я не до конца поняла его смысл.

Во время съемок этого фильма мы были немножечко в восторге от самих себя и не включились полностью в изготовление продукта. Мог бы получиться охренительный фильм, но сейчас для меня там есть только 50% того, что было задумано.

Этот фильм о трёх людях, которые всё время проживают три последних дня своей жизни. Главные герои: девушка–мажорка, мальчик-садист и по-настоящему талантливая девочка, которая свихнулась на почве таланта и наркотиков. По сюжету она приезжает к ним и убивает всех в новогоднюю ночь. А дальше они перепрыгивают в загробный мир и оказываются запертыми в лимбе. Они попали туда из-за того, что в своей жизни совершили равное количество хороших и плохих поступков, поэтому было неясно, куда их отправлять после. Знаешь, это как в «Мастере и Маргарите»: «Они не заслуживают ни рая, ни ада, они заслуживают покоя».

Важно, что весь фильм мы слышим гудок парома. Это отсылка к Харону, герою древнегреческих мифов, перевозчику душ умерших через реку Лету. Он наблюдает за тем, как герои, у которых есть несколько попыток для принятия другого нравственного решения, не меняют его. Поэтому в конце за ними должен был приплыть корабль, который бы забрал и навсегда перевез их в подземное царство.

Но снять этот финал не получилось. Всякий раз, когда я говорила: «Ребята, мы снимаем не тот сценарий», мне отвечали, что все будет нормально.



Artifex: Недавно ты дебютировало в роли режиссера короткометражного фильма, расскажи об этом.

Я написала историю про беременную женщину, которая рожает в пробке. Мне повезло с командой, мы работали как единый организм. Режиссером на площадке быть непросто. Ты должен контролировать все: от движений камеры до подушечек на заднем плане. Все, что пропустил на съемочной площадке, превращается в катастрофу на монтаже.



Artifex: Пожелай, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям.

Я хочу пожелать такую вещь – пользоваться головой, а не существующими стереотипами. Если вы находитесь в начале пути – спросите себя: «А чего я хочу?». И даже если это то, что сейчас не модно или не прикольно, нужно следовать за своим сердцем. Потому что только тогда можно быть счастливым.

Еще я хотела бы пожелать людям доброты и умения анализировать свои поступки. Не поступайте так, как вы бы не хотели, чтобы поступали с вами. Это банальная истина, но на самом деле она работает. Если каждый человек сделает мир вокруг себя лучше, то мы сможем улучшить всё мироздание.

Artifex: Спасибо за интервью и за теплые слова пожелания!