В декабре 1803 в провинции на юге Франции родился будущий композитор — Гектор Берлиоз. Как это часто бывает у композиторов, он получил музыкальное образование, поступил в Парижскую консерваторию. Юный Гектор ходил в оперу и театры, и вот однажды он пришёл в парижский «Одеон». Там он увидел, как ирландская актриса Гарриет Смитсон играет Офелию и Джульетту. Ну, в общем, он взял и влюбился. Так началась история одного грандиозного подката.

 

 

Да, дорогие читатели, учитесь у великих, сейчас так уже не делают!

Дело было в 1827 году, и поначалу наш Ромео писал Гарриет письма. Писал много и усердно. Даже, пожалуй, чересчур: его письма актрису смущали и даже пугали. Она на них не отвечала. И тогда Гектор решил пойти ва-банк и приступил к написанию симфонии.

Это одна из первых программных симфоний в истории (у неё есть название и литературная программа, в которой поясняется сюжет). Она получила название «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях», или просто «Фантастическая симфония». Впоследствии она станет одним из самых известных его произведений. Но пора перейти к сути этой истории.

Восприняв безжалостный игнор возлюбленной как отказ, Берлиоз решил отыграться на несчастной актрисе и эту самую симфонию посвятил ей. А теперь я расскажу сюжет этого произведения, а вы читайте и осознавайте масштаб этого реванша.

(Дисклеймер: это не считается спойлером, поскольку речь идёт о программном музыкальном произведении, и смысл не в том, чтобы следить за неожиданными сюжетными поворотами, а в том, чтобы заведомо зная сюжет, суметь услышать его в музыкальных средствах)

Итак, симфония начинается с того, что главный герой в порыве любовного отчаяния пьёт опиум. Много опиума. Но недостаточно много чтобы умереть. И у него начинаются болезненные галлюцинации. Все воспоминания превращаются в музыкальные образы, главный из которых — тема его возлюбленной. Её услышать очень важно, потому что вокруг неё и строится симфония. В общем, в первой части герой лежит и ловит «вертолёты». Часть называется «Мечтания. Страсти». Нашему страдальцу мерещится то его мирная жизнь, то бурная влюблённость, то утешения, то ревность. Тут мы впервые слышим мотив возлюбленной, который в дальнейшем станет навязчивой идеей.

 

 

Вторая часть изображает роскошный бал. Звучит нежный вальс, всё чинно и по-романтически. Герой смотрит на происходящее и вдруг видит… Да, свою возлюбленную. Её тема слышна в вальсовом варианте, она танцует, эта тема повторяется снова, и снова, и снова, пока бал не исчезает. Остаётся только она. Вернее, герой видит только её (в музыкальном представлении, из всего оркестра остаётся один единственный кларнет, который повторяет всё ту же тему)

 

 

Нашего бедолагу кроет не по-детски, и он просто сбегает. Сбегает в поля. Третья часть так и называется — «Сцена в полях». После всех этих болезненных видений, герой (и слушатель) наконец может расслабиться. Тут в полях настоящая идиллия. Прохладный воздух, пастухи. Мысли светлеют, кругом яркая, с налётом лёгкой меланхолии, бытийность, слышен далёкий гром скорой грозы. Но только сквозь гром вдруг снова слышится злополучная тема…

 

 

 

 

Похоже это становится последней каплей, потому что предпоследняя часть представляет шествие на казнь. Нашему герою померещилось, что он убил свою возлюбленную. Теперь его ведут на эшафот. В страхе и полузабытьи ему в последний раз представляется любимая. Это просто нужно послушать. Музыкой даже передано то, как падает топор и отрубленная голова дважды подпрыгивает при падении.

 

 

И вот наконец финал. Развязка всего этого действа. Герой наш, естественно, попадает в ад, поскольку совершил убийство. И он думает, что всё. Пусть и не в самом приятном месте, но он нашёл покой. Тут-то она наконец уйдёт из его головы! И едва эта мысль формируется, как герой видит (а слушатель - слышит), как к нему приближается шабаш ведьм. А во-главе шабаша… Ну вы поняли… И тема, когда-то звучавшая, как тема любви теперь звучит с насмешкой, вприпрыжку, в ведьминском стиле. Тут же к этому шабашу присоединяется сам дьявол.

 

 

Лирическое отступление о том, почему церковь очень невзлюбила Берлиоза за эту симфонию: дело в том, что дьявол изображён в музыке с помощью знаменитого церковного песнопения. Dies Irae — «День гнева». Знаменитый мотив. Он появляется, звучит чинно, размеренно, а потом вдруг пускается в пляс, вместе со всем шабашем. Такая себе реклама для церкви, согласитесь.

 

 

И вот на такой ситуации заканчивается эта симфония, этот гигантский троллинг. А ирония в том, что через несколько лет после премьеры симфонии, Гектор и Гарриет поженились и у них появились дети. Позже они разошлись, но это уже совсем другая история...