Олег Жихарев, вокалист рок-группы «Вопрос» из Фрязино, приехал к нам в лофт вместе с менеджером группы, остальные участники были заняты на работе. Тем не менее, у нас завязался долгий разговор о том, сколько стоит снять клип, может ли группа успешно существовать без дружбы и за что ребят не любят фанатки Би-2.

 

 

Artifex: Ребята на работе, поэтому ты пришел один. Расскажи, чем вы, кроме группы, занимаетесь?

Кто только чем не занимается! Ребята — басист Влад и гитарист Санек — учатся во Фрязино и работают там же. Они не в музыкальной сфере, ближе к своей профессии. У них техническое образование. Паша работает в Москве, у него уже семья и много житейских забот. А я решил, что музыка — наше все, и работаю звукорежиссером здесь, в Москве.

Artifex: Как вы познакомились и решили создать группу?

Началось все с меня и Влада. Там был другой барабанщик, другой гитарист, и мы двое. Влад ушел в армию, и я остался с другим составом. С теми ребятами мы разбежались, но попутно взяли Пашу, потому что он хороший басист и играл с нами. Когда все начало разваливаться, Паша сказал: «Я на ударке когда-то там неделю играл», ну а потом и Влад вернулся из армии. Вопрос оставался лишь за гитаристом. Его нам нашла Пашина жена. Мы сидели у меня дома с Владом, обсуждали что-то по поводу группы. Мы тогда даже записи не выкладывали, но у нас была песня «Наручники», правда, очень плохо записанная. Звонит мне жена Паши и говорит: «Я нашла гитариста, сейчас приведу его к тебе домой». И привела Санька, с которым они в одном университете учились. Он начал играть «Наручники» и какие-то еще песни, которые сам подобрал. Это было очень странно, когда приходит какой-то чувак к тебе домой, начинает играть твои песни. Мы взяли его и очень этому рады.

 

 

Artifex: Ты в интервью порталу «Субкультура» говорил, что у всех в группе очень разные музыкальные предпочтения. Расскажи, что каждый из вас слушает?

У Паши очень широкий кругозор. Вообще он очень похож на пирата, и музыка у него вся пиратская. Еще он чаще всех нас ходит на концерты и любит находить алмазы среди таких групп, которые завоевали себе небольшую аудиторию и дальше нее не выходят. Его любимый жанр - фанк. В этом они с Владом похожи, да и, в принципе, мы все очень тепло к этому жанру относимся. У Влада все просто — Red Hot Chili Peppers forever, 21 pilots, Bring Me The Horizon. И он как раз больше слушает музыки с русским текстом: «Ундервуд», раньше он слушал КиШа. Санек слушает, по-моему, нашу песню «Наручники» - и больше ничего. У него такой Джимми хендриксовский вкус, направленность на гитару

Менеджер подсказывает: и Федук…

Ну, Федук — это отдельный разговор. Он очень любит такую эмоционально нагруженную музыку. Есть история. Влад с Саньком поехали на посвят филфака МГУ. Кто не знает, то там филфак снимает коттедж огромный, и они там все тусят. И какое-то время они тусили там, общались, а потом Санек нашел гитару и часа два играл сопливые бабские песни. Причем он, наверное, слишком перенасытил атмосферу, потому что все сопливые бабы уже ушли, потому что поняли, что это все не ради них. Но Санек все продолжал.

А у меня детство связано с моей любимой группой Muse и Gorillaz. Я в этой музыке нахожу суть самого искусства: максимально отобразить определенные эмоции и мысли. Тут даже не нужно текст понимать, я просто проникаюсь эмоцией. Из русских — Би-2 я просто обожаю!

 

 

Artifex: А вы часто сталкиваетесь с хейтом?

Кстати, была история про Би-2. Сидим мы после репы, едим. Мне пишет какая-то девочка во вконтакте: «Зачем вы выдаете себя за новых Би-2?» А мы, когда идет рекламная кампания, иногда фанатов определенной аудитории привлекаем аналогией с определенным артистом, которого уже знают. Я этой девочке отвечаю: «Ты немного путаешь, мы себя так не позиционируем, это просто привлечение внимания». Меня добавляют в конфу под названием «начинающий Би-2-ман» или что-то такое, а там 22 человека, которые начинают между собой спорить… Потом меня удаляют оттуда. Надеюсь, что эти люди собрались не ради меня, но это было очень странно.

Негатив, в основном, только подобного характера и от поклонников группы Би-2.

Artifex: А внутри группы у вас бывают конфликты? Например, из-за того, что кому-то (обычно так бывает, что вокалисту) уделяют больше внимания, чем остальным?

У меня в этом отпали сомнения, когда я в каком-то интервью говорил, что мы вместе все делаем, прорабатываем. А потом спросили у Влада, а он: «Да там Олег просто все пишет, а мы играем». Я такой, окей, как скажешь!

Artifex: Какие у вас вообще отношения в группе?

Мы по-семейному уже дружим. Праздники вместе отмечаем, и для меня это важно.

Artifex: А как думаешь, если бы группа вас не связывала, вы бы тоже так дружили?

А мы и до этого дружили. Мы с Владом вообще из одного класса, с Пашей тоже дружили давно. Только Санек к нам пришел, но, знай я его сейчас, я бы с ним и так дружил, просто мы не пересекались. Я очень люблю уникальных людей, и все эти ребята — я не встречал подобных типажей.

 

 

Artifex: А может ли вообще существовать музыкальная группа без крепких дружеских отношений?

Да, конечно. Например, у Panic! At the Disco остался только вокалист, а остальные — сессионные музыканты, если что, можно и заменить человека. Это уже больше продюсерская работа.

Artifex: Ты бы смог так?

Нет, для меня важен контакт.

Artifex: Правда, что песню «Наручники» ты написал, вдохновившись украинским телешоу?

Да, я посмотрел выпуска три замечательного шоу «Дорогая, мы убиваем детей». И захотел передать его главную идею: ты не ценишь то, что имеешь, но и не готов расстаться с этим. Ты как бы в коконе себя держишь и не можешь по сторонам смотреть, не видишь альтернатив.

Artifex: Вы бы хотели своей музыкой как-то повлиять на слушателей?

К этому и стремится, наверное, основная часть музыкантов. Я для себя вижу это влияние в том, что наша музыка не очень-то просто построена. Мы стараемся со всей серьезностью подойти к аранжировкам, тексту, чтобы все совпадало эмоционально. На мой взгляд, многие группы этим не занимаются. А у нас такой ориентир. Я хочу, чтобы люди посерьезнее относились к музыке как к творчеству. Кроме того, что это «красиво», у нее есть еще какие-то глубокие смыслы, отсылки. И я хочу, чтобы люди больше проникались песней, понимали, о чем она, вдохновлялись.

Artifex: Как часто вы даете концерты?

Сейчас стараемся делать хотя бы один-два концерта в месяц, катаемся по городам, близким к Москве. В Воронеж съездили 17 марта, в Нижний Новгород поедем 6 апреля, а в Москве будем 7 апреля. Здесь у нас будет первый экспериментальный концерт. Он будет интерактивный, и каждый пришедший будет участвовать в происходящем. Я пока не раскрою детали, как именно все будет, но мы покажем и свою творческую натуру, и с музыкальной точки зрения вы сможете узнать о себе много нового или показать тому, кого приведете.

Artifex: А вы выступаете на корпоративах?

Сейчас нет. Были варианты, но обычно корпоративы — это каверы, а у нас программа, в основном, из собственных песен состоит.

Artifex: А как-то удается зарабатывать музыкой сейчас?

Ну, так, чтобы хоть приблизительно в ноль выходило — нет. Потому что это отнимает очень много денег. Вот клип на «Феерию»: запись сингла нам обошлась где-то тысяч в 50-60, и клип - 280, плюс на раскрутку еще тысяч 100-150.



Artifex: И за счет чего вы отбиваете деньги?

Поэтому мы все и работаем! И кто сказал, что мы их отбиваем? Вот недавно у нас была история с краудфандингом, который мы проводили, чтобы устроить тур по разным городам. Я с большим уважением отношусь к нашим поклонникам, которые его поддержали. Из 120 тысяч мы собрали 74. Я очень благодарен каждому. Все эти деньги у нас ушли на дорогу — мы были в Волгограде, в Саратове, в Питере, поедем в Воронеж. Какие-то концерты отбиваются (в плане аренды, например). Но мы не зарабатываем на этом, потому что деньги тратятся на продвижение, запись, репетиции… Это трудная цель — заработать на своем творчестве, особенно если ты не «выстрелил» внезапно, а все идет планомерно. У нас быстрый рост относительно «середнячковых» групп, но он довольно последовательный, не резкий. У нас даже цели нет заработать, потому что пока мы тратим гигантские деньги на то, чтобы это просто было. И мы кайфуем, получаем удовольствие, нам хочется это продолжать. А поскольку нет цели заработать, то мы и не расстраиваемся, просто делаем все в свое удовольствие.

Artifex: Расскажи, как вы снимали клип «В моем темпе», и как вообще его придумали?

Нам хотелось снять что-то развязное, без напряга. Клип, который бы отвечал нашему настроению. Пришли мы в школу, где учились, договорились с директором занять спортзал в выходные на утро и сняли там все на телефон за один день. Плюс мы занимались с хореографом, чтобы поставить мало-мальский танец. На монтаже я добавил Симбу, Гипножабу… Кстати, если ты найдешь Гипножабу — присылай мне в личку скрин, где ты выделишь ее, и если окажешься первым в своем городе, тогда получишь проходку на ближайший концерт! В общем, клип получился именно такой, каким мы его и задумали.

 

 

Artifex: Насколько сейчас популярен рок в России?

Ну, на троечку (смеется). Если честно, то популярный сейчас рок не то чтобы мне совсем не нравится, но ребята выбрали действующую формулу и постоянно делают самоповторы. Может быть, они и пытаются уйти куда-то в сторону, но не сильно, просто ставят себе рамки и внутри них работают. Что касается конкретно рока, то тут и групп меньше — сейчас вот все в рэп ушли. И я думаю, что скоро люди будут извергать из себя усталость, их будет рвать от этой музыки. Что уже и было — эта цикличность рок-попса-рок-сейчас рэп. Мне кажется, что в ближайшие пару лет будет Ренессанс рока, потому что это все повторяется и завязано на интересах людей. Рок — не то что протестная музыка, но все-таки несет в себе какую-то идею. А сейчас все и так немножко задолбавшиеся от жизни, все не очень прикольно вокруг происходит. И люди не хотят искать какие-то смыслы, они хотят расслабиться. А в музыке с аранжировками, которой рок и является, это сложно.

Artifex: А кто-то тебе вообще нравится из современных популярных рок-групп российских? «Пасош», «Буерак», «Казускома»?

«Буерак» — это рок-группа?

Artifex: По крайне мере, они себя так позиционируют.

Ну, они могут себя как угодно позиционировать. Не знаю, сложный вопрос... Я иногда нахожу какие-то отдельные моменты. Вот у Дорна была песня «Пристально», она сделана в такой рок-н-ролльной обработке. И это больше похоже на рок, чем тот же «Буерак». Мне очень нравился «Мумий Тролль» в свое время. А сейчас все как-то привязались к тому, что у них «выстрелило», но я даже не могу кого-то выделить.

Artifex: Если бы вы создали группу только сейчас, то со своим опытом уже сделали бы что-то по-другому?

Не очень люблю рассуждать так. Возможно, каких-то ошибок мы бы избежали. Но это не изменение целей, а путь достижения этих целей. Что-то мы бы сделали с меньшими затратами. Но, в целом, мне все очень нравится. У нас хороший путь, меня он устраивает.

 

 

Artifex: Тогда наш последний вопрос: когда вы делали что-нибудь в первый раз в последний раз?

Да вот мы недавно покрасились. Причем, ладно я — но Санек покрасил бороду, и у него началась аллергия. Он выглядел так, как будто попал в улей. Лицо опухло, а так как волосы перед покраской еще и осветляли, он стал похож на питерского деда-бомжа с седыми волосами. Ходил и мелочь стрелял в пакетики. Для него это точно было впервые!

Artifex: Но это того стоило?

Да все того стоило!

Artifex: Спасибо за интервью!