Идеальная музыка для отдыха на пляже, соперничество с Битлз и кавер Фрэнка Синатры – краткая история босса новы.

Босса-нова — это музыкальный стиль, родившийся в конце 1950-х годов. Он появился под сильным влиянием самбы из Рио-де-Жанейро и джаза из Соединенных Штатов. Можно сказать, что босса-нова является главной причиной, почему Бразилия стала известна на весь мир. Как же так произошло и при чем тут Фрэнк Синатра? Давайте разбираться.

 

 

Рождение жанра

Говоря об искусстве, всегда важно знать контекст времени, в котором оно существует. Босса-нова появилась на закате военной диктатуры. Тогда было много разговоров о реформах и изменениях в лучшую сторону, так что Бразилия начинала привыкать к идее свободы. Все слушали самба, однако жанр стал устаревать из-за потери связи с нынешним свободным поколением. Так в 1950-х годах молодежь из южной зоны Рио-де-Жанейро начали изобретать новый жанр, подходящий для них.



Само слово «босса-нова» на самом деле изначально состояло из двух. «Bossa» с португальского переводится как фишка, штука, а «nova» — новая. Затем в разговорной речи эти слова стали сливаться в одно - босанова. Именно поэтому вы можете встретить оба варианта написания жанра, хотя оба верны. Впервые этот термин использовал Noel Rosa в песне «Coisas Nossas».



Пожалуй, началом жанра босанова можно назвать день, когда появился первый хит. Таким треком стала песня Жоао Жилберто (João Gilberto) «Chega de saudade» в 1958 году.



Хит Жоао Жилберто впервые собрал все особенности жанра воедино. Впоследствии они превратились в характерные черты босановы: использование гармоний самбы и джазового мелодизма и разговорный и низкий тон голоса. Все вместе делало музыку максимально расслабленной, как и полагается в солнечном Рио.



Международный успех

Год спустя Жоао Жилберто выпустил свой первый LP «Chega de saudade», который громко заявил о существовании жанра на бразильской сцене. На пластинке множество треков были созданы в результате сотрудничества музыканта Тома Жобима (Tom Jobim) и композитора Винисиуса де Мораеса (Vinicius de Moraes). Однако на этом их совместная работа не закончилась. В 1962 году дуэт написал песню «Garota de Ipanema», которая, без сомнения, является одной из самых важных песен в истории бразильской музыки. И не только бразильской. В 2005 году Американская библиотека Конгресса сочла его одним из 50 великих музыкальных произведений человечества.



В 1962 году в Карнеги-холле в Нью-Йорке состоялся концерт, который объединил Тома Жобима и Жоао Жилберту, а также других артистов. Это дало признание жанра по всему миру. В 1963 году вышел совместный альбом Жоао Жилберту и саксофониста Стэна Гетза (Stan Getz) Getz / Gilberto LP. Их коллектив стал всемирно известный и даже получил премию «Грэмми» за альбом 1965 года.

 

 

А в 1967 году была записана английская версия знаменитой песни «Девушка из Ипанемы» Тома и Винисиуса. Ее исполнил сам Фрэнк Синатра. Интересный факт о треке: песня 96 недель занимала вторую позицию в Billboard Top 100, уступая лишь A Hard Day's Night группы The Beatles. Кстати, в рейтинге самых перепеваемых песен дуэт также уступает лишь «битлам» и их Yesterday.



Наследие босановы

История босановы имела начало, но не имела конца. Можно считать, что жанр перестал существовать в 60-е годы послевоенного переворота. Тогда в песнях стало больше социальных тем. Однако на самом деле хиты босса новы продолжают пользоваться успехом и сегодня, а имена артистов-основателей до сих пор знают как и те, кто застали рождение жанра, так и текущее поколение. К тому же даже артисты нового поколения не забывают главные хиты и часто делают на них ссылки в своем творчестве. Например, главная певица бразильского фанка Анитта, в одном из своих новых хитов использовала сэмпла из того самого трека «Девушка из Ипанемы».