Сегодня я хотел бы поговорить немного о музыке. Вернее, рассказать вам про музыку одного эстонского композитора. Его имя – Арво Пярт (Arvo Pärt). К сожалению, или к счастью, это музыка не для всех и не для всего. Это не то, что вы будете включать в метро, машине или фона. Это музыка чтобы сесть, перевести все ощущения в слуховые и испытать полное погружение. Если применять более смелую аналогию с общей массой современной музыки, то это как сравнить Караваджо с мемами.

 

 

Так не будем же тянуть кота за все подробности и перейдём к творчеству маэстро. Говорить о музыке, вообще, довольно трудно, потому что в языке не так много слов, выражающих слуховые ощущения. Так что буду сравнивать музыку с живописью. Но сначала пара слов о стиле Пярта.

За свою уже довольно долгую жизнь Пярт написал очень много и при том в совершенно разных стилях. Строгая академическая форма ему быстро надоела, и он стал экспериментировать с авангардными техниками музыкального модернизма и постмодернизма. Среди его ранних работ есть сочинения в пуантилизме, в сонорной, серийной, коллажной технике («Если бы Бах разводил пчёл»). Но это всё ещё предыстория, потому что устав и от авангарда, композитор решил обратиться к истокам – к средневековой церковной музыке. И вот тут, друзья мои, начинается магия.

 

 

Хоть сам композитор и отказывается от стилевых ярлыков, но его зрелое творчество – это минимализм. Если быть честным, это не самое интересное направление. Если переходить на личности, то оно откровенно скучное. Таких известных композиторов, как Филипп Гласс или Стив Райх просто невозможно долго слушать. К Пярту это не относится. Стиль, к которому он пришёл, сам музыкант называет tintinnabuli, от латинского «маленькие колокольчики». И трудно переоценить точность этого названия. Если бы минималисты были классическими портретистами, Пярт бы был романтиком. Почему именно так? Потому что его музыка очень личная. Но кроме того, он находит в минимализме другие музыкальные средства. Другие композиторы избавлялись от излишних средств ради идеи сделать как можно проще. Пярт же упрощает свою музыку, потому что простота у него – это и есть выразительное средство. Смысл в том, чтобы слушать каждый звук, ловить его протяжённость, наслаждаться им. Попробуйте, вам понравится.



Я не просто так упомянул, что один из источников стиля tintinnabuli – это Средневековье. Музыка Пярта очень религиозна, но вот в чём штука. Многие композиторы писали церковную музыку. Возьмём к примеру Рахманинова. У него есть монументальное произведение для хора – «Всенощное бдение». Огромная веха в русской православной музыке и в церковной музыке вообще. Но если это «Последний день. Помпеи», то есть огромное полотно во всю стену, великая трагедия, то, например, «Покаянный канон» Пярта это скорее «Иуда» Коржева. Не такая колоссальная, но тем не менее гораздо более эмоциональная, личная, настоящая.



Хоровой музыки у Арво Пярта очень много. И вся она прекрасна. Довольно легко встретить чей-нибудь комментарий с признанием в слезах. Думаете слишком легкомысленно? Послушайте сами.

 

 

Завершу же я свой рассказ парой слов о его симфонической музыке. Хотя, пожалуй, слова тут всё же бесполезны. Симфоническая музыка так же прекрасна, как и сольная, камерная, хоровая. Она очень разная по настроению. Она может начинаться нежнее ноктюрнов Шопена и после этого в кульминации сотрясать как tutti Вагнера. Кроме того, свою нотку потустороннего вносят часто необычные инструменты, например, одиночный колокол или подготовленное фортепиано.



Пожалуй, гораздо лучше меня воздаст хвалу гениальности этого композитора его музыка во всём величии её простоты. Это произведение, с которого я влюбился в творчество композитора, чего, как говорится, и вам желаю.