Перед началом интервью долго гадала, как будет выглядеть диджей Абдула Хасан. Воображение рисовало что-то восточное в узорчатых одеждах и с ароматами благовоний. Нас представили друг другу, и Абдула оказался в жилетке с черепами - я была заинтригована. Он согласился побеседовать с нами за кулисами Hallucinarium artparty перед тем, как выступить со своим сетом. В результате получилось вот такое интервью о русском чилл рейве, фестивале Burning Man, творчестве и советом себе самому на 2019 год.

 

 

Artifex: В первую очередь расскажи, откуда появился псевдоним? Как Степан превратился в Хасана?

Сначала я стал Богданом – как-то так сложилось. Потом появилось огромное количество людей, которые уже не знали моего настоящего имени и называли Богданом. Я считаю, что имя – это не супер важно, его можно менять периодически. Мои проекты по-восточному медитативные, и хочется сделать их даже более медитативными. Абдула Хасан можно перевести как «добрый служитель Бога», поэтому и родилась такая идея с именем.

Artifex: А как появилась сама концепция, мысль «хочу делать именно такую музыку, не как все»?

Я бы не сказал, что она на самом деле супер нетипичная, потому что это не глобальное, но довольно популярное направление. Просто захотелось делать больше совсем-совсем сказочной музыки, чтобы хотелось думать про джиннов, чтобы она была немного волшебной.

 

 

Artifex: Помнишь свой первый масштабный проект, когда собралась действительно внушительная аудитория?

Мы всегда делаем достаточно компактные мероприятия. Но те большие, которые делаем, бывают очень яркими. Я на них, как правило, не играл, потому что работаю больше как технический директор. Иногда придумываем сет под утро, чтобы я тоже встал за пульт, но к этому времени уже обычно не хватает сил, так как очень много всего происходит. А много людей… Было так, что я играл на корпоративах чуть более простую музыку, а первый раз, когда собралось три-четыре тысячи человек, было, конечно, интересно. Всем весело, все танцуют... Но если люди хотят танцевать под музыку попроще, меня это не очень обламывает – я могу играть что-то совершенно простое и всем понятное. Просто кайф, когда людям это нравится. То есть играю иногда совершенно концептуальные вещи, если вижу, что это нравится, и наоборот, могу играть совсем попсовые штуки. Мы часто делаем такие вечеринки, где просто смесь всего.

Artifex: Как думаешь, твоя аудитория – это кто?

Не могу сказать наверняка. И молодые и старые… Это направление, которое наши большие друзья окрестили как чилл рейв. Такое название, насколько я знаю, появилось именно в России. Ребята его придумали и года за два просто захватили весь мир, потому что сейчас приезжает много молодых талантливых исполнителей, в том числе иностранных. Именно с такой музыкой – не очень быстрой, но «качающей». Много южноамериканских мотивов, потому что многие в Южной Америке пишут. Мне больше нравится арабская, немного сказочная. Мне кажется, всем сейчас такое нравится.

Artifex: А почему? Из-за того, что расслабляет, когда все вокруг постоянно в стрессе?

У меня давно такая мысль: популярность музыки идет циклически двумя волнами – мягкая музыка и жесткая. И постоянно как две синусоиды двигаются. В какой-то момент, когда в топе становится слишком много жесткой, как в конце 90-х, скажем, – хардкор, вот это все, в андеграунде был минимал. А потом наоборот – в моде минимал, легкое звучание, а в андеграунде - мясо. И так постоянно направления меняются, на огромных фестивалях сейчас играют IDM - полная жесть, а в андеграунде снова очень легонький, мягкий саунд. Но, думаю, сейчас будет очередная смена.

Artifex: Не раздражает засилье попсы? Нет ощущения, что портится музыкальный вкус?

Да нет. На самом деле, в попсе полно классных вещей. Ты не кайфуешь от них, когда они из каждого чайника играют. Но проходит лет десять, слышишь их, а они реально крутые. Скажем, от отечественной попсы 90-х пять-десять лет тошнило, а теперь слушаешь и понимаешь: ведь реально люди что-то искали, какие-то прикольные аранжировки. Может, это старость, какая-то ностальгия. Но все равно некоторые вещи крутые в плане музыки. Думаю, лет через 10 нынешняя попса не будет бесить, как сейчас. Когда были на Burning Man в этом году, так получилось, что мы там слушали два трека Элджея, по кругу, четыре-пять часов подряд – было весело.

Artifex: Что притягивает людей на мероприятия вроде Burning Man?

Там другой мир. Там все немного по-другому, какая-то совершенно магическая трансформация происходит. Это не про музыку. Мне там, допустим, очень редко что-то нравится. На какие-то самые крутые вещи я в итоге не попадал – слишком много всего происходит, на все попасть невозможно. Был случай, когда человек от нас ушел в среду, а вернулся в субботу. Мы хотели в своих мероприятиях это ощущение создать – когда ты не всех знаешь, но при этом ощущение, что все вокруг - друзья.

 

 

Artifex: По опыту таких поездок, где на мероприятиях самая дружелюбная публика, лучшая атмосфера?

Не могу сказать, что часто играл не свою музыку за пределами Москвы. Американцы, конечно, очень классно тусят, особенно калифорнийские ребята. Если они делают фестиваль, это, как правило, очень грамотно организовано. Очень крутая атмосфера на панганских локальных вечеринках. В Москве тоже становится лучше.

Artifex: Как насчет каких-то профессиональных амбиций?

Нет такого желания - играть перед толпами. Если крутая атмосфера, всего 30 человек пришло, но все прямо звенит - это намного лучше, чем тысяча человек и не тот вайб. Коммерческая составляющая тоже не очень беспокоит. Никогда не планировал зарабатывать музыкой, и не могу сказать, что это приносит какой-то большой доход. Это больше все-таки хобби. Сейчас работаю с несколькими коллективами, более или менее известными. Хочется музыку, которую играю, исполнять еще и вживую. Потихонечку двигаемся к этому.

Artifex: Сложно ли организовывать музыкальные мероприятия, находить площадку, организовывать, обустраивать?

В Москве становится сложнее. Раньше в основном искали помещения старых заводов, сейчас их почти перестали сдавать. Поэтому сейчас отказались от больших вечеринок, перешли на формат 300-500 человек, стараемся находить максимально странные места.

 

 

Artifex: Помнишь какой-нибудь особенный случай из творческой карьеры?

Это постоянно. Я участвовал в организации Decompression, афтерпати Burning Man, которое проходит по всему миру, мы делали московский. Четыре года подряд площадка менялась за день, за три до мероприятия. То есть, по месяцу мы готовились, потом что-то случалось, и за день, за два все перевозили и строили с нуля на новом месте. Триста человек волонтеров помогали строить мероприятие, и это было очень круто. Это тоже идеология Burning Man – надо все делать вместе. Когда ты не просто гость, а участник, удовольствия намного больше. Даже если мероприятие маленькое и твой вклад небольшой, все равно в разы кайфовее. Зарабатывать на этом денег как-то особо не хочется, да и не могу сказать, что умеется.

Artifex: Дай совет тем, кто тоже понимает, что творчество, неважно в какой сфере – это для него, но денег не принесет. Как не растерять мотивацию и продолжать делать, что любишь?

Мне кажется, просто делаешь и делаешь. Часто бывают моменты, когда не хочется делать ничего – ни творческого, ни вообще. Лежишь пластом. Это нормально, это жизнь. Но застой когда-нибудь закончится, все когда-нибудь пройдет. Может, не в этой жизни, а в следующей. Я вообще думаю, что абсолютно все люди – творческие. Даже если человек ничего не делает, просто сидит на диване, у него тоже есть свой особый стиль. Он его когда-нибудь прочувствует - и все будет классно.

Artifex: Пожелаешь себе что-нибудь в 2019 году?

В 2019 году… (пауза) Не тупить.

Artifex: Отличный совет! Спасибо за беседу.