Альбер Камю — один из столпов французского экзистенциализма. Однако он, в отличие от Сартра, не был ученым и даже философом в классическом понимании этих слов. Камю говорил:

«Если хочешь стать философом — пиши романы»

Это высказывание бьёт в самую суть экзистенциализма. Четкие, выстроенные философские дефиниции никогда не позволят вам прочувствовать момент гнетущей боли или невесомой эйфории бытия. Такая задача под силу только романному слову.

 

 

Согласно экзистенциализму мир абсурден, а значит будет честным и писать о нем абсурдно. Сартр проигрывает Камю как писатель, потому что пытается объяснить бессмысленное и несправедливое бытие с рациональной точки зрения. Это вполне естественно, все люди делают то же самое. Мы не видим вещи как они есть, а, скорее, понимаем их. Быть человеком — значит пропускать увиденное через фильтры общественной морали, образования, семейного воспитания.

У главного героя повести «Посторонний» эти фильтры отсутствуют. Мерсо способен видеть вещи в их первозданной экзистенциальной чистоте. Название книги переведено на русский неверно. «L'Étranger» правильнее будет сказать «чужак», «иной». Мерсо не совсем человек. Сам Камю называл своего героя единственным Христом, которого мы заслужили. Но в то же время он очень напоминает сверхчеловека Фридриха Ницше. Так кто же Мерсо на самом деле?

 

 

Дело в том, что герой пуст. Именно поэтому мы допускаем ошибку, наполняя его чистую зрительную фиксацию происходящего своими эмоциями и смыслами. Мерсо выглядит инородным телом в налаженном организме социума. На похоронах матери не плачет, да еще и позволяет себе выкурить сигарету у гроба. После похорон идет купаться со своей любовницей. В этот же день они смотрят комедию, а вечером занимаются сексом. Формально в таком поведении ничего преступного нет, но оно идёт вразрез с общественной моралью — после смерти матери нужно горевать, а не наслаждаться жизнью. Социум ненавидит тех, кто не хочет жить по его законам. Общество стремится избавиться от таких индивидов, как от злокачественной опухоли. Вспомните конец повести. Прокурор ставит в вину Мерсо скорее аморальное поведение, а не убийство араба.

Также привлекает внимание то, что Мерсо много курит. Дыхание — одна из основных функций, которые поддерживают жизнь, а сигареты делают акцент на этом процессе. Пока Мерсо курит, его существованию ничего не угрожает. В тюрьме сигареты отнимают. В этот момент Мерсо оказывается на грани небытия, где дух замирает в томительном ожидании смертной казни.

 

 

В книге большое внимание уделяется Алжирскому солнцу. Оно нещадно жарит, печёт, плавит. Персонажи растекаются под его лучами, словно пластилиновые. Солнцу все равно, что люди мучаются. В повести оно выступает символом равнодушного бытия или языческого бога, которому больше нет дела до человечества.

На Земле каждый одинок. Человек не в состоянии понять своего собрата, заглянуть ему в душу. Мерсо убивает араба. Это единственная коммуникация, которая между ними происходит. Другие только и способны, что ранить вас, причинить вред и в конечном итоге уничтожить. На суде Мерсо скажет, что во всем виновато солнце. Согласно экзистенциализму, человек висит над двумя безднами одновременно: бытием и небытием. Обе готовы поглотить его в любую секунду. Солнце выматывает Мерсо, иссушает жизненные силы. В какой-то момент терпеть становится невозможно. Тут и происходит убийство — бунт против враждебного бытия и, по жестокому закону, роковой шаг в его противоположность. В итоге герою отрубают голову гильотиной.

 

 

Да, экзистенциализм безрадостная философия, но она возникла как попытка дать людям хоть какую-то надежду. После двух мировых войн стало понятно, что христианская доктрина больше не способна направлять западного человека. Несмотря на молитвы, бог все равно допустил гибель миллионов ни в чем не повинных людей. Экзистенциализм говорит нам: у каждого есть своя истина и никто не вправе её отнимать, особенно, разного рода диктаторы.

Жить или умереть — это самый главный и, возможно, единственный выбор, доступный человеку. Мерсо становится первопроходцем этой истины и приносит себя в жертву небытию. Он демонстрирует нам, что полное растворение в бытии может повлечь за собой только смерть. Будьте осторожны и оградите себя от этого мрачного выбора. Помните, что палящее летнее солнце испускает свои лучи совсем не для того, чтобы подарить вам красивый загар.