Сейчас все смотрят «Ирландец» Скорсезе – фильму пророчат ворох различных наградных статуэток. Отличная картина, что сказать (уже сказал в прошлом посте). Однако, нужно отметить, что даже «Ирландец» вторичен, и вспомнить первого режиссёра, который возвёл гангстерское кино в ранг искусства. Это, конечно же, Френсис Форд Коппола со своим фильмом «Крёстный отец» (1972 год).



Само гангстерское кино, кино о бандитах, возникло в Америке гораздо раньше, ещё во времена «сухого закона», то есть сто лет тому назад. Пик интереса к этому жанру приходится на годы Великой депрессии в США. Собственно, такое кино и стало популярным вместе с разгулом криминала в стране. Однако, когда разверзлась Вторая мировая война, об этом жанре благополучно забыли. Не вспоминали особо гангстеров и в послевоенные годы. Вплоть до 1972 года, когда вышел фильм Копполы.

Почему же «Крёстный отец» – картина, казалось бы, такого низкосортного жанра – считается сегодня классикой кинематографа и входит по различным рейтингам в десятку лучших фильмов в мировой истории? Не думаю, что она была бы так оценена, если бы она не содержала нечто больше, чем обычные гангстерские разборки. Кино, которое нашло такой отклик, должно базироваться на куда более мощных культурных пластах.

 

 

Так что же это за бэкграунд? Ответ содержится уже в названии. В оригинале «Крёстный отец» звучит как «Godfather», то есть буквально «Бог-отец». Главарь итальянской мафии, Дон Корлеоне, выступает в роли Бога на земле. Он даёт справедливость, защиту и приют слабым. Но кто «князь мира сего» хорошо известно.

В первой же сцене к нему за справедливостью приходит гробовщик, дочь которого была изнасилована. Он готов нарушить все божьи заповеди, лишь бы его дочь была отомщена. «Крёстный отец» готов ему помочь, но от предложенных денег он отказывается. Взамен он просит только дружбы простолюдина. Это обычная дьявольская хитрость, потому что за такое покровительство многие «друзья» Корлеоне в конце концов платят жизнью. Но обиженный итальянец соглашается и проходит обряд посвящения – он целует руку крёстного отца. Таким образом, он продаёт свою душу дьяволу. Символично, что в кадре случайно появилась кошка, которую «отец» пригрел на коленях. Кошка (или собака) на многих религиозных картинах символизирует Зверя, то есть сатану.

 

 

Как и Дьявол является обезьяной Бога, так и структура итальянской мафии похожа на структуру церкви. В ней, как и в церкви, тоже пествуется патриархальный культ семьи. Семья – это малая церковь, это может подтвердить любой церковник. Семья, дети – это нерушимые ценности, о которых неоднократно упоминает дон Корлеоне. Именно с семейного праздника, со свадьбы и начинается фильм. Все итальянцы радуются, шутят, поют и танцуют. В миру они католики, ходят на религиозные службы, соблюдают обряды. Но этот айсберг внешней благопристойности на девять десятых погружён в воды насилия и крови, связанного с криминальным бизнесом дона Корлеоне.

Его «семья» построена в том числе и на лжи. Ведь говорят о дьяволе ещё как об отце лжи, и именно с неё начинает свою деятельность молодой крёстный папа, сын дона Корлеоне – лжёт своей жене, что не причастен к убийству мужа своей сестры.

 

 

Чтобы разрушить романтизацию образа крёстного отца – а Зло в этом кино очень романтично и привлекательно – я найду аналогии мафиозной «церкви» в мире животных. Есть хорошо всем известный вид зверей, у которых также есть подобие малой и большой семьи, у которых крепки кровные узы. Эти животные живут в коллективе и у них даже есть подобие детский садов, где «бабушки», «дедушки», «тётушки» и другие близкие и дальние родственники заботятся о подрастающем поколении. Эти животные – крысы.

Члены крысиной колонии узнают друг друга по запаху, и если на их территорию посягает друга крысиная «семья», то война идёт на уничтожение. Что мы и видим в фильме. И символично, что созданная в начале фильма малая семья из-за мафиозной войны распадается, жениха убивают свои же, члены семьи.

 

 

Все эти моменты, как и смысловые, так и художественные, копировалось и интерпретировались в кино из фильма в фильм, которых после Копполы снято на эту тему было множество. «Ирландец» Скорсезе не стал исключением. Не трудно будет сравнить две картины и увидеть много общего.

Помимо всего, «Ирландец» с «Крёстным отцом» объединяет и фигура Аль Пачино, который снялся молодым в старом фильме, и который, спустя почти полвека, будучи уже стариком, сыграл в новой гангстерской картине. Надо признать, что Пачино «сделал» сегодняшнего «Ирландца», но не он «сделал» «Крёстного отца». Пачино, конечно же, был хорош и в семидесятые годы прошлого века, но тогда он был пока только «на взлёте». А вот Марлон Брандо в роли главы мафиозного семейства показал чудеса актёрского мастерства.

 

 

Для того, чтобы создать образ дона Корлеоне, Брандо сам придумал себе капу – накладки под щёки. И с этими накладками он играл крёстного отца так, что некоторые реальные гангстеры впоследствии признавались, что перенимали манеры выдуманного Брандо образа. Вот она – сила искусства!

Ещё один момент, который «сделал» фильм – это музыка Нино Рота. Нино Рота, «карманный» композитор великого Феллини, написал шедевральную музыку к этому кино. Саундтрек «Крёстного отца» до сих пор живёт и вне фильма. Музыкальная тема любви молодого Корлеоне была популярна не то что на Западе, она пробила даже железный занавес и её можно было услышать чуть ли во всех курортных кафе Советского Союза. И это несмотря на то, что сам фильм в СССР не показывался! Но даже в советском мультфильме «Контакт» (1978 год) используется эта мелодия. Знали бы дети сколько крови проливается в кино, где звучит музыка!



Ну и конечно же стоит отметить и саму режиссуру. Это первый фильм Копполы, который позволил говорить о нём, как о гениальном режиссёре. Можно перечислить множество художественных моментов в чём это выражается, но в силу формата, я опишу только одну сцену. Это смерть старого дона Корлеоне. Старый монстр, играя со своим внуком в оранжерее, хочет стать ещё страшнее и засовывает за губы апельсиновые корки. Мальчик реально пугается и убегает, но тут чудовище хватает удар, он падает. И его последних вздох, вместе с которым из тела исторгается душа душегуба, символизирует трепыхающийся на ветру белый навес, натянутый над растениями. Прекрасная сцена.

«Крёстный отец» – это больше, чем фильм. Кино и жизнь в нём тесно переплелись. Например, на роль певца Джонни Фонтэйна, которого по сюжету навязывает голливудскому режиссёру дон Корлеоне, против воли Копполы был взят певец Аль Мартино, который, в свою очередь, был навязан продюсерам «Крёстного отца» благодаря протекции мафиози Рассела Буфалино – который, кстати, является одним из главных персонажем «Ирландца».

 

 

Фразу из фильма «Ничего личного, это просто бизнес» любил употреблять Аль Капоне, знаменитый итальянский мафиози. Помимо этого высказывания «в народ» пошла фраза дона Корлеоне «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не может отказаться» – не всё знают, что это перефраз из другого «отца», «Отца Горио» Бальзака. А само имя дона Корлеоне стало именем нарицательным и стало употребляться в качестве обозначения любого бандитского главаря.

Влияние реальности и этого кино было обоюдным. Можно сказать, что Коппола создал итальянскую мафию, и это не только фигура речи. Многие гангстеры восприняли фильм, как инструкцию к применению. И в целом, Коппола своим фильмом фактически создал стереотип представления об итало-американцах, как криминальных элементах. Не всегда и не только искусство сеет «разумное и доброе». Но зато «вечное» – этот фильм Копполы смотрят и смотреть будут, в этом сомневаться не приходится.