Франсуа Озон – «ровный» режиссёр – я бы подобрал такой эпитет. Чего-то умопомрачительного, какого-нибудь шедевра от него никогда не ждёшь. Но его фильмы имеют определённый знак качества, смотреть их приятно. Поэтому на свежего Озона всегда идёшь – как хороший ремесленник, он стабильно раз в год-два выпускает новую картину. В этом году вышла «По воле божьей».



Уже с первых кадров, без лишних экивоков и двусмысленных реверансов Озон вбивает крепкий гвоздь, на котором должна держаться его картина. В самом начале фильма становится известной вся сюжетная подоплёка.

Житель Лиона Александр, сорокалетний банковский служащий и по совместительству, истовый католик, узнаёт, что священник, который тридцать лет назад домогался его в палатке скаутского лагеря, продолжает служить в церкви. Своё детское происшествие Александр помнит до сих пор, но не скажешь, что оно нанесло такую уж неизлечимую травму – у Александра счастливая семья, пятеро детей. Александр честно рассказывает всё своей супруге, и зачем-то посвящает в эту историю своих детей. Затем, получив всесемейное одобрение, начинает строчить письма лионскому кардиналу Барбарену с требованием священника-педофила наказать. Кардинал обещает во всём разобраться, но тянет время, пытается не выносить сор из церковной избы, замять дело. Тогда Александр начинает своё расследование. И выясняется что таких, как он, были десятки.

 

 

Александр не единственный герой фильма. Фильм условно делится на три части, где у каждой есть свой главный герой. Эстафета от Александра переходит сначала к толстяку-атеисту Франсуа, который работает прорабом на стройке, а затем к эпилептику Эммануэлю – деклассированному элементу, который никак не может устроиться в жизни. У каждого своя жизнь, своя история. Общее, что их объединяет – неприятные детские воспоминания о летнем лагере, которым руководил священник-педофил. Все трое участвуют в создании и деятельности общества «Свободное слово», которое собирает свидетельства против педофила и покрывающих его служителей католической церкви.

Вроде бы присутствуют все элементы для остросюжетного кино: священник-педофил и его жертвы встречаются тридцать лет спустя. Ожидаешь, что в лучших традициях французского романа изнасилованные мушкетёры, собравшись вместе – один за всех, и все за одного! – уготовят что-нибудь особенное кардиналу и его старой свинье. Есть, есть в графском парке старый пруд, там лилии цветут и можно скинуть труп.

 

 

Но такие романтические герои остались в прекрасном французском прошлом. Члены «Свободного слова» встречаются, готовят заявления для прессы, пьют французское вино из бокалов. Пьют белое, пьют красное, заедают пармезаном. Жалеют друг друга, держат друг друга за руки. Они уже подали во все суды, и думают, чтобы ещё плохого для католической церкви сделать. О! Нужно пролететь над лионским собором в Пасху с растяжкой, на которой член нарисован! Какая прекрасная идея! Очень прогрессивно! Но незаконно – от этой затеи отказываются.

«Свободословцы» настолько законопослушны, милы и приветливы, что вызывают не меньшее отвращение, чем сам педофил. Да обычные русские мужики фору им дадут, собравшись вместе по подобному поводу. Страшно подумать, как разыгралась бы их фантазия и какие бы статьи УК в данном случае были бы нарушены. И назвались бы они красиво – «Божья воля», например. Впрочем, до этого бы не дошло – ещё в лагере, будучи советскими пионерами, они забили бы такого священнослужителя палками.

 

 

У меня в детстве тоже были неприятные воспоминания. Заставляли есть в школьной столовой холодную манную кашу. Вот и Озон на протяжении двух часов двадцати минут пытается накормить зрителя застывшим безвкусным и противным желе. Нет никакой интриги, остроты, всё известно с самого начала. Старый извращенец, кстати, и не думает бежать за уготованные ему флажки – он не отрицает своей вины, уже в начале фильма он во всём признаётся и готов нести наказание. Но разве интересна коррида, где тореадор с безопасного расстояния убивает быка выстрелом в голову, как только тот выбежал на арену?

Мне могут возразить, что Озон не мог отойти от фактов, в фильме отражена реальная история, которая продолжается и сейчас. Но стоило тогда снимать художественное кино? Снял бы документальное.



«По воле божьей» мне напомнил другую картину, более удачную, где тоже присутствует насилие над детьми, священник и месть. Она называется «Спящие», снял её в 1996 году Барри Левинсон. Синопсис её такой. Двое мафиози случайно встречают в баре надзирателя исправительной школы, который насиловал их в детстве. Долго не думая, они его убивают при многочисленных свидетелях. Но задача прокурора-обвинителя, который взял их дело – не простая, так как дело это он намеревается проиграть – подсудимые его школьные друзья, а сам он был жертвой насилия в той самой исправительной школе. Вот это, я понимаю, сюжет! И играют там Роберт де Ниро, Дастин Хоффман и Бред Пит.

А что Озон? Подожду следующего его фильма.