Ну, скажу я вам, Хоакин Феникс на экране творит чудеса актёрской игры. Он, конечно, крутой, я в нём никогда не сомневался. Как вы поняли, это я про новый «Джокер» – фильм, который сейчас идёт в прокате и который все, кто увлекается кино, обязаны посмотреть.



Надо сказать, что персонаж «Джокер» в своём генезисе прошёл путь от злодея комикса до трагического персонажа. Игра Джека Николсона в «Бэтмене» (1989 г.) строилась на соответствующей духу комикса буффонаде. Определённую революцию совершил актёр Хит Леджер, который позже в «Тёмном рыцаре» 2008 года отказался от наследства Николсона и своей игрой привнёс в образ Джокера элемент драматизма. За что и получил множество премий: и Оскара, и Золотой глобус, и премию BAFTA, и премию гильдии киноактёров. Получил, безусловно, заслуженно, но, к сожалению, посмертно – до выхода фильма в прокат Леджер-Джокер скоропостижно умер от наркотических препаратов. Очень жаль этого талантливого и перспективного актёра.

 

 

Авторы нового «Джокера» во многом придерживались линии, заданной Леджером и развили драматическую составляющую персонажа. Но не только. Как и Джокер Николсона, так и Джокер Леджера действовал в «мультипликационной» вселенной супергероя Бэтмена. В новой же картине выдуманная реальность насколько это возможно приближена к существующей действительности. Джокер становится главным персонажем, а Бэтмена в фильме вообще нет.

Произошла перезагрузка персонажа. Из героя комикса, Джокер превратился во вполне реального человека, в его существование вполне можно поверить. Будущий Джокер – это артист-неудачник. Его зовут Артур Флек. Он живёт в одной из трущоб Готэма вместе с больной матерью, за которой ухаживает. Сам Артур Флек тоже болен, болен психически. Но он пытается бороться со своей болезнью, также он борется с нищетой и пытается достичь успеха в этом мире. Но у мира жестокие законы. Флека постоянно унижают и избивают. В конце концов, все его мечты терпят фиаско.

 

 

Невозможно выстроить фильм на главном герое, которому зритель не будет симпатизировать. Переместив Джокера из героев второго плана в центр картины, авторы поневоле должны сделать его объектом зрительского расположения. В результате получился сложный и неоднозначный образ, корни которого можно найти и в русской литературе – напоминаю, у нас преимущественно интеллектуальный журнал, поэтому такие приближения здесь уместны. Ведь кто такой нищий артист Артур Флек, как не «маленький человек» Пушкина, Гоголя, Толстого, «униженный и оскорблённый» Достоевского? Или его Раскольников, который мнит себя Наполеоном – тут уже совсем «горячо», ещё ближе к сущности Джокера. На основе «маленького человека» с ростом масс и рождением культа успеха в двадцатом веке сложился новый архетип, архетип «неудачника», его можно найти уже в современной литературе. Литературе, преимущественно западной и американской, так как именно в США благодаря протестантизму и родилась химера american dream, именно в Америке возник культ успеха. Но это уже отдельная тема.

 

 

Иногда кто был ничем, тот становится всем. Болезнь неудачливого артиста обостряется, он решается на убийство, и это убийство богатеньких мажоров, так некстати раздутое телевидением, неожиданно находит одобрение у масс «голодных и рабов». Тренд «Мир хижинам, война дворцам!» снова становится популярным. Поступок клоуна-неудачника провоцирует бунт «униженных и оскорблённых». Тут и рождается на гребне революции вождь Джокер.

Тема восстания масс против своих элит сейчас очень актуальна. Градация между бедными и богатыми растёт. С каждым годом тает между ними когда-то жирная прослойка из среднего класса. В социальной проекции мир всё больше и больше поляризуется. Редкая линейка новостей обходится без темы столкновений недовольных демонстрантов с полицией какой-либо страны. Во Франции сейчас популярно движение «жёлтых жилетов», недавно в Америке проходили массовые шествия движения «Occupy Wall Street». Кстати, без влияния кино в обоих случаях не обошлось. У участников этих и многих других движений популярна маска главного героя фильма «V значит вендетта». Не случайно и в «Джокере» мелькают афиши «Голубого клинка», фильма о Зорро. Прогнозирую, что и маска Джокера после проката войдёт в обиход протестных масс. А вот, кстати, такой ли уж Бэтмен народный герой? Такой ли уж он благородный? В прошлом – мажор, он принадлежит классу успешных, стоит на страже сильных мира сего. И сам он любит дорогие тачки, вспомните его автопарк и задумайтесь.

 

 

В новом «Джокере» происходит переоценка прошлых центров добра и зла. Представители класса власть имущих, которых в том числе защищал Бэтмен, представлены в негативном свете. А Джокер вызывает, если не симпатию, то, как минимум, сочувствие.

Все перечисленные изменения позволили вывести картину с уровня кинокомикса до высот трагической драмы. И чтобы эту высокую драму хорошо сыграть потребовался актёр высшего класса. Им стал Хоакин Феникс.

Отличительным признаком хорошего актёра является умение играть разные характеры. Хоакин Феникс мог сыграть и коварного римского императора Коммода («Гладиатор»), и знаменитого кантри-певца Джонни Кэша («Пройтись по черте»), и вечно укуренного детектива («Врождённый порок»). Да хоть Иисуса Христа («Мария Магдалена»)! Я еле узнал его в недавнем «Тебя никогда здесь не было», когда он играл в меру упитанного киллера Джо. А через два фильма для роли Джокера Феникс так исхудал, что, наверное, у любого человека, озабоченного своим весом и комплекцией, при сравнении двух персонажей возникнет вопрос: чёрт, а на какой он диете сидел? И все, абсолютно все, перечисленные роли Феникса очень, очень разные. К сожалению, степень его мастерства не соответствует уровню его популярности.

 

 

Хотя нет, в «Мастере» Феникс уже играл подобного Джокеру психически нездорового человека. И это была его лучшая роль. Была лучшей до «Джокера», тут уже актёр прыгнул немного выше себя.

Феникс дополнил и развил образ, созданный Леджером. В этот раз шрамы рта Джокеру накладывать не стали. У нового Джокера другие шрамы: психические травмы и комплексы. Порой его улыбка вызывает не смех, а слёзы. А по приступу смеха, который изобрёл для Джокера Феникс, он вполне может конкурировать с Томом Халсом, сыгравшим Моцарта в «Амадеусе» Формана.

Да и в физическом отношении у Феникса тоже свой шрам имеется – его заячья губа. Кстати, именно по ней можно узнать Феникса в фильмах, в которых он играет, до появления его имени в титрах.

 

 

Чтобы моя рецензия не была панегириком одному актёру, отмечу и режиссёрскую работу. Отличные образы города. Города, как чудовища, как Молоха, пожирающего души людей. Великолепные интерьеры нищеты и безнадёги. Всё хорошо: и сюжет, и роли второстепенных персонажей. Только вот одна просьба у меня к авторам. Не снимайте, пожалуйста, продолжение.