Есть ли жизнь после смерти сюжета? Есть! – рапортуют создатели нового «Терминатора», терминатора... шесть? – я ничего не путаю с цифрами? Картина называется «Тёмные судьбы» – «темно...темно...ничего не вижу...» – бормочет слепая прорицательница, заглядывая в мир будущего. В мир, в котором победили машины. Прекрасное жестоко, не будь таким далёким.



Я же, представитель олдскул, был, есть и буду верным поклонником первой модели серии роботов-убийц. На то есть у меня доводы. Если абстрагироваться от второсортности жанра, в котором снят «Терминатор» 1984 года, то можно заметить, что в нём нашли отражение насущные проблемы всего человечества.

Во-первых, в том сюжете воплотилось недоверие человека к компьютерным системам и к искусственному интеллекту. А во-вторых, нашёл отражение страх человека перед ядерной войной. И все эти опасения оправданы. Напомню, в начале 80-х вовсю шла война «холодная» и гонка вооружений между двумя супердержавами, СССР и США, достигла невиданных скоростей. Благодаря военным потребностям и развились компьютерные технологии. Например, протоинтернет создавался именно в военных целях. Да и не только он, погуглите, кому интересно.

 

 

Поэтому история девушки Сары Коннор, матери будущего спасителя человечества, на которую по этой же причине и охотился робот-убийца из будущего, сделалась культовой. Кстати, касаемо темы Спасителя и темы Апокалипсиса: благодаря такой мифологической составляющей, картина имеет под собой мощный культурно-религиозный бэкграунд.

В кинематографе же «Терминатор» имел свою преемственность. Напомню, уже искусственный разум убивал людей в кино. В картине Кубрика «Космическая Одиссея 2001» 1968 года – тут мы уже имеем дело с безусловным шедевром – компьютерная система космического корабля «Хэл» сошла с ума и стала убивать астронавтов на борту. И у той системы тоже был красный глаз убийцы, который потом, через шестнадцать лет, и перекочевал в глазницу терминатора модели Т-800.

 

 

Страх же ядерной войны отразил двумя годами позже Арсений Тарковский в своём последнем фильме «Жертвоприношение». Я, конечно, не предполагаю, что великий русский режиссёр смотрел «Терминатора» и был вдохновлён этим кино. Но учитывая проблематику перечисленных фильмов можно поставить через запятую: Библия, Кубрик, Терминатор, Тарковский. То есть, я бы не сказал, что «Терминатор» такой уж «тупой» фантастический боевик. Феномен его популярности объясним.

В следующем Терминаторе, «Терминаторе-2», все эти глобальные вопросы звучали, но уже в качестве недолгих лирических отступлений. Упор был сделан на экшен и компьютерную графику. На гонки, перестрелки, спецэффекты. Ну, а жидкий робот модели Т-1000 очаровал всех. Фильм, конечно, красочный и захватывающий, и собрал множество восторженных отзывов и призов, но я всё равно отдаю предпочтение первому, старому-доброму, роботу-убийце Т-800 в исполнении Шварценеггера. Замечу при этом, что именно страсть к спецэффектам и погубила Голливуд. Всё-таки, не одними спецэффектами жив зритель.

 

 

Вышедший «Терминатор-3» существенно проржавел. Тут, наверное, сказалась усталость сценаристов (правда, страсть к наживе у производителей осталась). Невзрачное кино. Да и, надо сказать, без особых трюков, чем удивлял предыдущий фильм. Ну ввели бабу-робота, ну убивает она, ну и что. Лично у меня таких надменных баб с каменными лицами, нежелающих дать свой телефончик, в жизни было пруд-пруди.

Была интересная попытка оживить историю восстания машин в следующем, четвёртом терминаторе. Действие картины было полностью перенесено в постапокалиптические будущее – и, пусть и с определённой жанровой потерей, можно и дальше было штамповать, как на конвейере, новых терминаторов, придумывая уже в новом мире для них цели и задачи.

 

 

Но за «Терминатором-4» последовал «Терминатор-5», в котором авторы решили реанимировать Шварценеггера. Авторы заставили персонажей прыгать во времени вшами туда-сюда, из будущего в прошлое и обратно, и фильм получился настолько абсурдным и вздорным, что я даже не запомнил, в чём там дело-то было. И вспоминать не хочу.

И вот, «Терминатор-6». И, вроде как, сюжет давно протух, и судный день давно прошёл, но нет, «ещё бокалов жажда просит залить горячий жир котлет», и снова «прекрасное далёко» бомбардирует наше настоящее роботами-убийцами. И вновь продолжается бой, и вновь восстаёт робот на робота.

 

 

Фактически авторы жонглируют сюжетными приёмами первых двух удачных серий. Все же новые ходы превращают фильм в какой-то безумный комикс, и если рассматривать фильм с позиции комикса, то, в принципе, творящееся на экране безумие можно выдержать до конца. Но сопереживание, сочувствие главным персонажам уже фильм не вызывает. Все куда-то бегут, стреляют. Бух, бах, бабах. Старик Шварц, старушка Коннер. Постаревший Т-800, убивший её сына раскаялся, удалился в сторожку лесника и завёл семью. Он готовит коктейли и шлёт сигналы Саре. Ну не бред ли? Но если воспринимать это как комикс, то сойдёт.

 

 

Новый терминатор-убийца-шесть двоится в глазах: он и жидкий, и остовной в одном лице. С ним идёт война не на жизнь, а на смерть. Борются с ним и на суше, и в воздухе, и даже под водой. В полицейском участке, на военной базе, в самолёте и на гидроэлектростанции. Но он и в огне не горит, и в воде не тонет. Били-били нового терминатора дед Шварц и бабка Сара, не разбили. Но вот пришла молодая деваха-спаситель, хвостом вильнула и терминатор взорвался.

Когда досмотрел кино долго думал, как жить дальше с такой кашей в голове. На новые «Звёздные войны» не пойду, уж не упрашивайте.