Зарекался я, конечно, не ходить на голливудское кино, да, вот, пошёл! Да ещё и на комедию! Что же может быть хуже? Но в этом году фильм Спайка Ли «Чёрный клановец» получил гран-при Каннского кинофестиваля.

Эта картина о чернокожем полицейском из американского городка Колорадо Спрингс, который в конце 70-х годов прошлого века внедрился в местную ячейку Ку-Клукс-Клана. История реальная. Ни главный персонаж, ни его имя – Рон Сталворт – не выдуманы, а сценарий был написан по одноимённой книге главного участника событий.



Для несведущих Ку-Клукс-Клан – это расистское тайное общество, которое родилось в конце 60-х годов XIX века в южных штатах Америки после поражения в Гражданской войне. Организация практиковала террор против нег… афроамериканцев и тех белых, кто их поддерживал. Члены этой ОПГ закутывались, как приведения, в белые простыни и надевали такие смешные белые колпаки с прорезями. Но делами в этих одеяниях занимались отнюдь не весёлыми – вешали нег… афроамериканцев, убивали политиков, да и, вообще, хотели свергнуть правительство.

Численность организации в определённый момент достигла полумиллиона, но, в конце концов, Ку-Клукс-Клан был распущен и разгромлен. Правда, потом он несколько раз возрождался. Последний раз – в 60-х – 70-х годах прошлого века, уже в качестве маргинального и немногочисленного движения. Новые однокланокашники заодно стали бороться и против евреев, потому что те Христа распяли и виноваты во многих бедах белых американцев.

 

 

Возникновение Ку-Клукс-Клана не случайно. Если в XIX веке рождение организации было реакцией на действия чернокожего населения, которое порой мстило бывшим «белым хозяевам», то реанимация Ку-Клукс-Клана в 1970-е связана с активизацией борьбы чернокожего населения за свои гражданские права. В картине присутствуют реальные исторические персоналии. White power, представляет один из руководителей Ку-Клукс-Клана Девид Дюк. Black power – один лидеров «Чёрных пантер» Кваме Туре. Именно к нему на собрание в начале фильма и попадает со скрытым микрофоном наш чёрнокоп. Попадает в надежде записать что-нибудь экстремистское. Ведь «Чёрные пантеры», подобно Ку-Клукс-Клану, тоже призывали своих бразерс к оружию.

И, действительно, Кваме Туре, много чего такого наговорил, за что его можно без особых проблем закрыть за решётку. Вплоть до призывов вооружаться и готовиться к «чёрной» революции. Но на последующем полицейском совещании решают эту тему не продвигать. – Это всё несерьёзно, это всё только слова, – так защищает своего собрата чёрнокоп – мы, афроамериканцы, на самом деле безобидные. А вот объявление в газете от Ку-Клукс-Клана – это дело серьёзное. Рон Сталворт с помощью телефона и своего напарника-еврея налаживают контакт с организацией. Дальше сюжет раскрывать не буду а перейду к художественной оценке фильма.

 

 

Несмотря на пусть не оригинальную, но острую составляющую – работа полицейского под прикрытием, – фильм не увлекает. Нет напряжения, свойственного подобным картинам. Совершенно не раскрыт характер напарника Сталворта, еврея Флипа Циммермана. А вроде столько уже снято фильмов, которые строятся на отношениях между напарниками. Причём, напарников и разного цвета кожи в том числе. Но в «Клановце…» такая игра отсутствует.

Возможно, тут мне могут возразить, что это картина другого жанра, это комедия. Но было как-то не очень то и смешно. Вялые какие-то шуточки, пресные. Типа, как позвонить в дверь и убежать. И дело не в серьёзности самой темы. У хорошего мастера не может быть преград для юмора – посмотрите на тему расизма «Джанго освобождённый» Тарантино – лично я до слёз хохотал.

А вот в «Клановце…» иронии не хватает. Но зато политической ангажированности с избытком. Видно, что картина нацелена против нынешнего президента США Дональда Трампа – в устах персонажей-расистов широко используются лозунги из его предвыборной кампании. Самый узнаваемый из них ­– «сделаем Америку снова великой!». Не случайно и появление в прологе главного антитрамписта Голливуда – актёра Алика Болдуина. Заканчивается же фильм, вообще, документальными кадрами из Шарлотсвилла. Там в 2017 году произошло масштабное столкновение ультраправой и антирасистской демонстраций. В этом контексте становится понятным получение каннского приза – критика Трампа, в том числе поддерживаемого расистами, в последнее время в ходу у творческого истеблишмента.

 

 

«Чёрный клановец» полемизирует с признанным шедевром мирового кинематографа «Рождение нации» Гриффита – в картине используются кадры и из этой картины. По сюжету, трёхчасовой фильм Гриффита о рождении Ку-Клукс-Клана, вышедший в 1915 году, пересматривают члены местной ячейки. Если оставить за пределами обсуждения расистскую составляющую этого фильма, и сравнивать обе картины с точки зрения художественности, то окажется, что «Рождение нации», несмотря на то, что это чёрный-белое немое кино, сложнее «Чёрного клановца». Этот вывод парадоксален только на первый взгляд. Объясню почему.

В «Рождении нации» впервые в истории кино был применён принцип параллельного монтажа. Смысл этого принципа отражает литературный оборот «А в это время…». То есть действие разных сюжетных линий развивается параллельно, с помощью монтажа сцены сменяют друг друга. Так вот, скажу, что режиссёр «Чёрного клановца» использовал в фильме этот приём всего лишь несколько раз. В отличие от белого американца Гриффита у чернокожего Спайка Ли получилось, в основном, линейное, примитивное кино.

Смотреть его вам или не смотреть – не знаю. Для справки сообщаю, что на просмотре, помимо меня, из «белых» в зале присутствовало только два человека. Больше никого не было.

Постскриптум. Кстати, в свою очередь, единственным белым членом «Чёрных пантер» был Жан Жене, превосходный французский писатель. Правда, помимо этого, он был ещё гомосексуалист, вор и социалист. Но Жан Жене – это другая история.