История с прокатом последней картины Павла Лунгина «Братство» об афганском конфликте с участием СССР вышла скандальная. Первоначально выпуск на экраны «Братства» хотели приурочить ко Дню Победы, но после предварительного просмотра, от этой идеи отказались, прокат был разрешён только с 10 мая. Причиной переноса сроков стали негативные отзывы многих ветеранов и депутатов, которые после спецпоказа требовали вообще картину запретить.


Это уже стало частым случаем, когда фильмы на исторические темы мобилизуют условных «патриотов» и «либералов», которые всегда не преминут скрестить по этому поводу свои клавиатуры. «Патриоты» обвинили картину в искажении исторических фактов, в очернении образа советских солдат, которые по их мнению представлены в фильме исключительно мародёрами и бандитами. Сразу же в прессе и в блогах за Лунгина, как за режиссёра, имеющего право на свой особый взгляд, и как за человека из своего лагеря, не преминул подняться прогрессивный бомонд.

Сам-то я себя к «патриотам» отношу. Родину, народ свой, люблю несмотря ни на что. Но с «патриотическим» кинематографом как-то плохо всё, да и многие патриотические слоны так сильно любят Россию, что готовы вытоптать в ней всё живое. А вот среди либеральной фауны попадаются действительно талантливые люди. Поэтому я стараюсь судить непредвзято и рассматривать кино не с политических позиций, а с точки зрения искусства. И когда при подобных конфликтах в помещении начинает пахнуть патриотическим перегаром, то норовлю я перейти линию фронта, и, несмотря на свои убеждения, встать на защиту кино. Так захотелось поступить и в этот раз. Однако, посмотрев «Братство», я решил вернуться назад, в «патриотические» окопы.


Лунгин, конечно, кино снимать умеет. Созданным на экране образам персонажей веришь. Веришь спецгруппе КГБ, которая ездит в разбитой буханке по горам и «разруливает» сложные вопросы с местным населением. Веришь руководителю группы, интеллигентному майору КГБ, в исполнении хорошего актёра Кирилла Пирогова. Веришь его брутальному лысому коллеге с обвисшими рыжими усами. Веришь суровому генералу, сына которого захватили в плен душманы. Не скажу, что и «мародёры» – солдаты разведгруппы, разыскивающие генеральского сына – какими их «нарисовал» Лунгин, вызывали у меня отторжение.

Понравилось присутствие в фильме песни Егора Летова «Всё идёт по плану». Конечно, это вольное художественное допущение. Песня хоть и была написана в 1988 году, но нашла она свою популярность позже, и «афганцы» её не могли исполнять – им просто был свойственен другой песенный репертуар. Но как и вывод войск из Афганистана – действие фильма происходит в этот период – так и летовское «Всё идёт по плану» ассоциируется с распадом Советского Союза, его агония является смысловым фоном картины. Вообще, очень смелым решением было использовать в картине наследство Егора Летова. Его песни настолько сильны и самодостаточны, что могут «перешибить» любой первоначальный контекст.


Перейдя от художественной к смысловой составляющей картины, скажу, что сцены мародёрства советских солдат меня не смутили. Я даже осуждать их за это не хочу – на войне всякое бывает, не сомневаюсь, что было и такое. Знаю, что советский человек, никогда не видевший японской аппаратуры, испытывал определённую страсть к магнитофонам фирмы Panasonic – это очень верная деталь. Не сомневаюсь также, что бойцы в Афгане каким-то образом находили возможность пить водку. Предполагаю, что были и «договорняки» с моджахедами. Где-то читал про случаи предательства и то, что на стороне «духов» воевали русские, принявшие в плену ислам. Всё это, думаю, имело место. Но как-то слишком нарочито и кучно весь этот негатив собран в одной картине, что не могло, в свою очередь, не сказаться на достоверности и целостности сюжета.

Вспоминается ура-либеральный «Афганский излом» 1991 года, где тоже муссировались подобные факты. Такое ощущение, что Лунгин оттуда черпал своё вдохновение. В «Изломе…» и свой генеральский сынок есть, и неуставные отношения, и разгромленные колонны, и бомбардировка «мирных» аулов, и афганский мальчик, убивающий советского солдата. Одного только нет – положительного образа душмана, который создал в своём «Братстве» Лунгин. Ведь по сравнению с советскими солдатами душманы Лунгина выглядят очень благородно. Договорённости соблюдают, пленных не режут, предателей наказывают. Их вождь – интеллигентный человек, весь в белом, знает несколько языков и воспитан на книжке «Молодая гвардия» Фадеева, так как сам получал образование в СССР.


Знаете, что-то ни в одной американской антивоенной картине про Вьетнам, я не встречал «положительных» вьетконговцев. Зато можно заметить, каким количеством фильмов выстрелил Голливуд «по Вьетнаму». Из шедевров назову сразу «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Охотник на оленей» Чимино. (У Чимино, кстати, против вьетконговцев воевали русские – попутно интригую к просмотру этого фильма.)

Нам же, несмотря на то, что «наш Вьетнам» длился долго, десять лет, нечем хвалиться. Ни количеством, ни качеством. «Братство» Лунгина не стало исключением. Хотя, если подумать, история этой войны имеет традиции в русской культуре. Ведь можно вспомнить все кавказские войны, которые были до этого – они аналогичны афганской. В конфликт вступали тогда не только разные религии, культуры, но и целые эпохи: люди просвещения воевали с людьми средневековья. Много произведений русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Толстого – посвящены войне с горцами. Кстати, Толстого теперешние «патриоты» точно бы на вилы вздёрнули из-за дискредитации образа русского солдата в «Хаджи-Мурате». Но никто Толстого не тронет. Почему? Потому что «Хаджи-Мурат» – одно из лучших его произведений.