После «Цельнометаллический оболочки» (1987 г.) Стэнли Кубрик долго не мог приступить к съёмкам нового фильма. Проект фильма о нацистских преступлениях был заброшен после выхода в прокат спилберговского «Списка Шиндлера», а от идеи снять фантастический фильм «Искусственный разум» Кубрик отказался, не удовлетворившись на тот момент возможностями компьютерной графики. (В итоге, сценарий был использован тем же самым Спилбергом, который быстро слепил из него очередную фантастическую халтуру.)

Только в 1995 году было объявлено о съёмках фильма «С широко закрытыми глазами». Сам же фильм вышел в 1999 году, через несколько месяцев после смерти режиссёра.



Из-за обилия сексуальных сцен фильм сразу подвергся цензуре в США и даже был запрещён в Белоруссии. Не удивительно, ведь, если попытаться ёмко и неприлично выразиться, то можно сказать, что это фильм о «f**k» – именно этим нецензурным словом фильм и заканчивается.

 

 

И жёсткость этого слова, его двузначность и метафоричность, в отдельных случаях, мне кажутся здесь более подходящими, чем, например, «сухость» слова «секс». Но в дальнейшем, при анализе этого фильма, чтобы не раздражать слух, я буду использовать «секс».

Итак. Перед нами странная история, случившаяся под Рождество. Молодой преуспевающий врач (Том Круз), счастливый в девятилетнем браке, внезапно узнает тайные фантазии жены (Николь Кидман), которые рождают в нём ревность. После откровения своей любимой он поздно вечером уходит из дома на вызов к пациенту.

 

 

И тут с ним начинаются приключения. Дочь пациента признаётся в своей страсти к нему, он от неё сбегает, потом его чуть не избивают на улице, потом он чуть не вступает в половую связь с проституткой больной СПИДом, затем становится свидетелем поимки двух педофилов, и, в конце концов, наш герой попадает на оргиастическую маскарадную мистерию сильных мира сего, откуда, разоблачённый, чудом избежав смерти, «уносит ноги». Интригующий сюжет, не правда ли? Как говорится, «день прожит не зря», и все эти события разрушают гармоничный мир героя, в котором он раньше пребывал. Происшедшее с ним «открывает ему глаза».

 

 

Откроем глаза и мы. Учение известного психоаналитика Фрейда (на самом деле Фройда, но распространено Фрейд) гласит, что всеми поступками людей управляет энергия сексуальных влечений, тайная сила, которую психоаналитик назвал «либидо». И я воспользуюсь этим «либидо», чтобы показать какую роль секс (на самом деле – f..., см.выше) играет в «рождественской» истории, снятой Кубриком. Разберу несколько моментов.

Секс и общество (горизонтальные связи). В начале фильма в семейный Эдем вторгается змей искуситель – похотливый венгр, соблазняющий жену главного героя. В это же время муж подвергается искушению двух девиц, скажем так, нетяжёлого поведения. Всё дело происходит на вечеринке, в обществе «приличных людей», и, надо сказать, что такие отношения сегодня и всегда были нормой. Нормой, прикрытой лицемерием.

 

 

Секс и смерть. Дочь умершего пациента неожиданно набрасывается на героя в порыве страсти. Это сексуальная реакция на смерть близкого.

Секс и насилие. На пути главного героя попадается агрессивная компания, которая толкает его и унижает оскорблениями. Эта сцена неслучайна (у Кубрика ничего не может быть случайно, он – маньяк-перфекционист). Оскорбления носят ярко выраженную сексуальную окраску, главный герой называется «педиком».

Секс и деньги. Это не только взаимоотношения героя с повстречавшейся проституткой, но и «продажа» хозяином костюмерного магазина своей несовершеннолетней дочери.

 

 

И, наконец, пункт Секс и власть (вертикальные связи), который в какой-то мере объединяет все предыдущие пункты. Оргия на тайной мессе властьимущих становится апофеозом всего фильма. Все присутствующие в масках, и нашего героя разоблачают в переносном смысле – заставляют открыть своё лицо – и хотят разоблачить в прямом – раздеть полностью. Что потом могло бы произойти, учитывая характер «вечеринки», нетрудно представить. Сама же сцена мессы символична. По сути, люди в масках и есть наши скрытые желания, движимые всемогущим и таинственным либидо.

Доктор Фройд не объясняет, откуда это загадочное «либидо» появилось у людей (как и любая наука не может объяснить природу открытых ею сил), поэтому я сниму с глаз «научное» пенсне доктора Фройда и, как следует в этих случаях, прибегну к помощи религии.

 

 

В фильме есть ещё одна очень сильная сцена. Жена героя рассказывает ему свой сон о том, как они оказались в пустом городе совершенно нагими, и ей было стыдно и страшно. Потом она с ужасом (её лицо искажено) вспоминает последующую цепь совокуплений. Что это, как не библейская история грехопадения Адама и Евы?

Можно и дальше продолжить проекцию. Семья главного героя – это райский сад (сад тоже упоминается во сне), мир семейной любви и гармонии, и главный герой, вкусив запретный плод познания грешного мира, эту гармонию разрушает. «И что нам делать?» – спрашивает он свою Еву. И слышит жестокий ответ – похотливое «f**k».

 

 

В основу сценария легло довольно посредственное произведение австрийского писателя Артура Шницлера «Новелла о снах». Сравнив её с экранизацией, можно в который раз согласиться с выражением Ахматовой «когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Только Кубрик мог из этого бульварного чтива «надуть» такой грандиозный и таинственный шар смыслов, и снять полное психологизма и идеальное с точки зрения художественности кино.

К своим «Широко закрытым глазам» Кубрик готовился очень тщательно. Ещё до съёмок нанятый им агент больше года фотографировал улицы и окрестности Лондона. Были сделаны десятки тысяч(!) снимков, на которых были запечатлены кафе, подъезды, интерьеры квартир, пейзажи, магазины игрушек, помещения моргов – возможные декорации для будущего фильма. Кубрик потребовал снять с трёхметровой высоты всю улицу, по которой пойдёт его главный герой – результатом этой съёмки стал шестиметровый рулон склеенных фотографий. В итоге, вся полученная фотоинформация была Кубриком проанализирована – посмотрите какие у этого кинодемиурга лобные доли! – и только потом он приступил к съёмкам.

 

 

Трагической жертвой, принесённой этому фильму, стал брак голливудской пары, Тома Круза и Николь Кидман. Супружеская чета селебрити проявила заинтересованность, прочитав сценарий, и даже согласилась на кабальный контракт. Скорее всего, их прельстила перспектива поработать со знаменитым режиссёром. Они были наслышаны о его странностях, но, наверное, не предполагали с каким «маньяком» им придётся столкнуться. Контракт подразумевал неограниченное использование актёрского времени, и на время съёмок им пришлось отказаться от других проектов. При сексуальных сценах присутствовал профессиональный сексолог, советующий голливудской паре как правильно «это» делать. Одержимый совершенством Кубрик делал бесчисленное количество дублей. Кубрик, сам в прошлом фотограф, желал, чтобы каждый кадр его фильма был идеален. По ходу съёмок он поменял двух основных актёров, и все сцены с ними пришлось переснимать заново. Кубрик «выжал» из Круза и Кидман всё, на что они способны – они действительно играют в фильме на высшей точке своего актёрского мастерства. Но эта совместная работа стала для них роковой – изнурительный съёмочный марафон оказался не последней, а, возможно, и основной причиной их последующего развода.

А сама картина, как это часто и бывает с шедевром, провалилась в массовом прокате. Что тут можно сказать?