В предельно широком контексте под постмодернизмом понимается глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций. Постмодернизм впитал определенные открытия в области языкознания. Например, гипотезу о влиянии языка на модели сознания, семиотики (науки о знаках и знаковых системах), семиотики культуры (раздела семиотики, изучающей так называемые вторичные языки, то есть языки культуры: литературы, театра, кино, живописи, скульптуры и т.д.).

Постмодернизм проявляется как утверждение принципа сомнения по отношению ко всем «позитивным истинам». Истина — это всего лишь проблема языка, или дискурса (дискурс в переводе с французского означает стиль, речь). Истина — это всего лишь проблема речи. Истина определяется лишь законами грамматики: у каждой грамматики свои законы и свои истины. Это исходит из ницшеанской концепции «мир как текст».

Своего предтечу постмодернисты видят в Ницше. От немецкого философа они взяли идею бытия как становления и идею мировой игры. Мир, по Ницше, — это результат «игры космических сил».

 

 

Огромную роль в постмодернистской парадигме играет так называемая постмодернистская ирония, или пастиш. Постмодернисты не проводят разделительной черты между так называемым высоким искусством, искусством элитарным и массовым. Все определяется лишь богатством авторской интерпретации. По Ницше, мир бесконечен в своих интерпретациях, а это значит, что нет разделения на высокое и низкое, на значимое и незначимое. Мир не вертится вокруг какого-то одного центра, смысл разбит на бесконечное количество этих центров и лишь интерпретация позволяет нам хоть как-то догадаться о каком-то относительном смысле, а сама интерпретация немыслима без языка, или дискурса. Все определяет, каким языком вы рассказываете свою историю. Само художественное произведение не выходит за рамки своего текста. Оно не претендует на учебник жизни, на утверждение истин вселенского масштаба. Произведение — это проблема языка. Классический роман, претендующий на открытие универсальных истин, по мнению постмодернистов, умер. Борхес, один из мэтров этого направления, сказал как-то, что писать сейчас романы бессмысленно, надо писать сразу комментарии к ним.

 

 

Практически все эти явления искусства постмодернизма мы найдем в фильмах Квентина Тарантино. Внешне он может показаться излишне эпатажным, провокационным что ли. А по факту его картины вполне можно рассматривать в русле постмодернистского «художественного философствования».

 

 

Чтобы быть в теме, попробуем проинтерпретировать творчество этого замечательного режиссера тоже в стиле «художественного философствования». Согласно одной из школ психоанализа, кстати сказать, психоанализ также является одним из краеугольных камней постмодернизма, так вот, согласно одной из школ психоанализа, имя человека определяет его судьбу - это теория «психологии человеческой судьбы». Свое имя Квентин режиссер получил благодаря матери. Сначала она хотела дать ребёнку имя Квинт в честь Квинта Аспера, героя ковбойского сериала «Дым стрельбы» в исполнении Бёрта Рейнольдса, но позже решила назвать его Квентин в честь героини Квентины романа «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера. Вот вам и готовая творческая судьба. Во всех фильмах Тарантино вы, с одной стороны, будете погружены в стихию массовой культуры (вестерн, триллер, детектив и прочее), а с другой - в напряженный философский диспут, как в сложных романах Фолкнера. Напомню, что «Шум и ярость» относится к бесспорным шедеврам мировой прозы XX века. Это, поистине, один из самых сложных интеллектуальных романов современности, использующих в своем языке так называемый «поток сознания».

Маленький Квентин много часов проводил перед телевизором, без конца пересматривая различные сериалы и телевизионные шоу. Семья постоянно ходила в кино, это было их любимым отдыхом. В раннем возрасте он посмотрел такие фильмы, как «Познание плоти» и «Избавление», просмотр которых даже в наше время не рекомендуется лицам моложе 16 лет. А его любимым фильмом в детстве был «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна».

 

 

Вот как он пишет о школе и о себе:

«Я ненавидел школу. Школа меня угнетала. Я хотел быть актёром. Всё, в чём я не преуспеваю, мне не нравится. И я просто не мог сосредоточиться на школе. Я всегда любил читать и интересовался историей. История была как кино. Но многое из того, чему люди учились легко, мне давалось с трудом. Я никогда не сёк в математике и правописании, до пятого класса я не умел кататься на велосипеде, не умел плавать даже в старших классах, я не понимал, как узнавать время, до шестого класса»

Лев Толстой как-то сказал, что истинные таланты получают знания не в школе, а из других источников. Их пытливый ум не может смириться ни с одной палочной системой. Таковы были судьбы Эдисона и Эйнштейна. Нечто подобное произошло и с Тарантино.

В 15 лет он бросил школу и устроился билетёром в кинотеатре, где крутили порно. Позже Квентин сказал:

«Большинство подростков думают: «Классно, я в порнокинотеатре!» — Но мне не нравились порнофильмы. Мне нравилось настоящее кино, а не это — противное и дешёвое»

 

 

По вечерам он начал посещать курсы актёрского мастерства Джеймса Беста. В 22 года Тарантино устроился на работу в «Видео-архив», пункт видеопроката. Там Тарантино обсуждал фильмы с коллегами и рекомендовал их клиентам. Сам Квентин называл работу в «Видео-архиве» лучшей работой из всех, что он получал, пока не стал режиссёром. Чем-то этот жизненный опыт напоминает опыт в парижской фильмотеке эпохи Годара, Трюффо и других мэтров французской «новой волны», также относящихся к направлению постмодернизма. Сначала теория, а затем практика.

 

 

Но помимо беллетристичности его фильмам свойственна и ирония, и так называемая интертекстуальность, то есть скрытое цитирование из других классических и неклассических, но популярных картин и книг. Порой вы даже теряетесь в этом зазеркалье тарантиновских цитат. И если вы настолько наивны, что готовы принимать все за чистую монету, то картина мастера просто уплывет у вас из-под носа, а вы останетесь наедине со своим праведным гневом по поводу огромного количества крови, бессмысленной жестокости и, явно, психических отклонений автора. Козьма Прутков как-то сказал: «Каждый понимает все в меру своей испорченности». Не означает ли ваше праведное негодование, что режиссеру удалось задеть какие-то ваши собственные скрытые струны души. Когда мы негодуем по поводу чужих грехов, мы, чаще всего, за этим гневом пытаемся скрыть собственные страстишки. Христос сказал: «Пусть первый бросит камень тот, кто сам безгрешен».