«Зима приближается, а вместе с ней драконы и зомби. Я жду этого с нетерпением, только вот гейских писюнов поменьше бы!»

Неизвестно, прислушались ли создатели «Игры престолов» к словам Баттерса из «Южного парка», но динамика в последних сезонах самого грандиозного проекта телеканала HBO действительно заметно изменилась.

 

 

В сериале давно уже появились и драконы, и белые ходоки, но интересные сюжетные повороты — далеко не единственное, чем примечательна «Игра престолов». Сама подача истории уникальна не только для телевидения, но и для кино в целом. Небывалая реалистичность повествования, новаторство в изображении батальных сцен — и это ещё далеко не всё.

 

 

«Игра престолов» — явно не типичное произведение. Зритель к такому не привык. Ведь как бывает? У нас есть три-четыре главных героя. Кто-то из них обязательно умрёт, и это будет трагедией или радостью (всё зависит от того, добрый он или злой). Вспомните классику фэнтези, «Властелина колец». Смерть Боромира — явная трагедия: с каким пафосом снимает Питер Джексон эту сцену! А мнимая смерть Гэндальфа в Мории? Но в «Игре престолов» всё не так. Тут умирают постоянно. Умирают любимые персонажи. Создаётся ощущение, что автор специально хочет показать нам, что хорошие люди долго не живут.

 

Это и раздражает, и привлекает одновременно. Добрую половину семьи Старков, явно положительных героев саги, вырезают со всей безжалостностью и жестокостью. В мире фэнтези такого почти не было. Мы привыкли к сказкам о борьбе добра и зла, а здесь нам показывают реальную историю.

 

 

Инцест, предательство, политические убийства, психи у власти, дети во главе государств, гражданские войны, восстания — не случайно Мартин во время написания «Песни льда и пламени» зачитывался историей Столетней войны. Почти все атрибуты, которые делают «Игру престолов» столь реальной, взяты из европейского средневековья.

 

 

Вспомним эпизод «Кровавая свадьба». Зритель привык к опредёленной эстетизации насилия. Даже если в фильме или сериале убивали беременную женщину, то это не изображалось так. Не для массового кино, которое смотрят миллионы! Показывали страдания жертвы, но без натурализма. Тут совсем другое. Нам во всех деталях изображают жестокое убийство невесты Робба Старка, со всеми отвратительными подробностями. Вы уже не просто зритель, осознающий условность происходящего. Нет, вы свидетель, при этом испытывающий к жертве неподдельную симпатию. Жуткое ощущение, но от него захватывает дух. Это не милое фэнтези в стиле Толкиена, где добро всегда побеждает. Это суровая реальность, где выживает тот, кто хитрее и расчётливее.

 

 

Абсолютное погружение — наверное, в этом и есть главный феномен популярности «Игры престолов». Граница, разделяющая искусство и реальность, почти стёрлась, несмотря на то, что перед нами мир фэнтези.



Некоторые сцены в сериале вообще стали открытием в мире кинематографа. Я имею в виду сцену «Битва бастардов» из финала шестого сезона. Ещё никто не изображал так сражения. Большую часть времени камера следит за главным героем, Джоном Сноу, который, кажется, ничего не понимает.

 

 

Вокруг сплошной хаос, и в какой-то момент он вообще оказывается погребён под горой трупов и лишь видит кусочек неба в небольшой просвет между телами погибших. Но нет никакого внутреннего монолога, нет никаких мыслей о «высоком небе», как было в фильме «Война и мир» Бондарчука. Здесь главный герой только хрипит и отчаянно пытается выбраться, даже не понимая, кто рядом с ним. Но именно благодаря этому приёму зритель чувствует небывалое единение с ним. Не нужно никакого 3D — сцена битвы снята так, что буквально ощущаешь это близкое, чересчур близкое соседство смерти.

 

 

Но битвы с живыми почти закончены. Впереди главное сражение всей саги — война против мертвецов. Нас ждёт битва конца света. Рагнарёк.

Достойный финал, который мы увидим в последнем сезоне.