Классическая постановка: сюжет вокруг заглавного дуэта в интересных условиях. Экзотический броманс, несмотря на отсутствие лоска и новизны, но напыление уместного ретро outta 60-е, работяги из Маленькой Италии и кумира культурной интеллигенции дарит легкость, совсем не обременяя.



Если Виго Мортенсен (трилогия «Властелин колец», «Капитан Фантастик») знаком вам лишь в качестве новоизбранного короля Единого Средиземья Арагорна, самое время наверстывать упущенное. «Зеленая книга» сдувает пыль с ещё одной грани его таланта — главная партия этой картины, в лице Тони Валлелонга, показывает нам историю весьма типичного находчивого американца итальянского происхождения с особым умением решать чужие проблемы. Благодаря этому в Нью-Йорке 60-х (с множеством классических клубов тех лет, переполненных певцами, актёрами и их не совсем законно наращивающими свой капитал боссами) у него складывается определенная репутация: вам необходима защита и контроль над ситуацией? - Тони-Болтун решит любой вопрос.

Основное место работы — очередной ночной клуб — закрывается на ремонт, и герой отправляется на поиски временной халтуры. Между делом успевая выиграть денежный спор на количество съеденных хот-догов у самого упитанного человека на всю Маленькую Италию, Остап Бендер из Бронкса, сам поражаясь собственному умению налаживать контакты, получает возможность пройти собеседование на роль водителя у некоего Доктора.

В этот момент на авансцену выходит Дон Ширли — доктор психологии, классической музыки и литургических наук, оттачивавший свои навыки игры на фортепиано в Ленинградской Консерватории. Живёт инструменталист в солидного размера апартаментах над Карнеги-Холлом (концертный зал на Манхэттене, одна из самых престижных площадок в мире для демонстрации всех прелестей звучания клавишных, духовых и проч., названа в честь филантропа Эндрю Карнеги, большого почитателя искусства, финансировавшего строительство оной) и восседает на, в буквальном смысле, троне. Зарабатывает он, выступая с концертами по всему миру в составе трио, носящего его имя.

 

 

Вы могли бы подумать, что дальше речь пойдёт о самолюбовании и эгоцентризме, но нет. Отсылка будет в одном из самых мощных монологов в современном кино. Лейтмотивом, на мой взгляд, линии этого героя идет скорее эмоциональное одиночество.

Роль живого музыкального наследия США воплощает на экране Махершала Али. Большой человек огромных талантов основную (то бишь пик) часть своей актёрской карьеры играл грозных, но весьма запоминающихся характерных ребят (см. «Люк Кейдж», «Карточный домик», «Лунный свет»), роль босса наркотрафика Майами, помогающего главному герою в качестве прообраза хорошего отца на жестоких улицах, в последнем принесла ему статуэтку премии «Оскар», на экране он пробыл лишь 20 (двадцать!) минут, но, по мнению членов академии, этого оказалось достаточно (и тут я с ними солидарен; например, лауреат крайней церемонии в той же номинации за изображение Пола Гетти в байопике «Все деньги мира» Кристофер Пламмер, партия которого доснималась отдельно в связи с уходом на преждевременную пенсию Кевина Спейси по не относящимся к кинематографу причинам, был удостоен этой награды скорее в тон лояльности борцам с харассментом, чем непосредственно за весьма стерильную роль в весьма стерильном фильме), также в кульминационный момент того вечера (награда за «Лучший фильм») эта картина («Лунный свет») оказалась на вершине, в т.ч. по заслугам Али.

Вернёмся к «Зеленой книге» (пора бы уже!): здесь актер играет очевидного антипода героя Виго Мортенсена — утонченного, крайне вежливого, благовоспитанного интеллигента.

Их связывает одно дело: тур музыканта по южным штатам Северной Америки в составе уже упомянутого «Трио Доктора Ширли». Тони же нанимают в качестве его водителя-телохранителя, с подобными умениями он идеальный кандидат. Ах да, ещё как истинный эмигрировавший итальянец рабочего класса к цветным мистер Валлелонга относится, мягко говоря, не очень. Однако благодаря заботе и пониманию своей более терпимой любимой супруги Долорес, Тони таки соглашается на данную подработку.

 

 

Так выходит, что мы попадаем во временные рамки (точнее - 1962 год) заката жестокой расовой сегрегации. И если в северной части США это не так явно, то белые жители противоположной по полярности территории даже не пытаются скрывать своего пренебрежительного отношения к представителям цветных меньшинств.

Тони-Болтун, сталкиваясь с ещё более архаичным невежеством южан, обнаруживает в себе внутреннего Аттикуса Финча (персонаж замечательной книги о различии общественных взглядов, влекущих за собой ужасные последствия, глазами ребенка — «Убить пересмешника») в обществе Джимов Кроу разных мастей.

Способствуют этому поразительные таланты его спутника — музыкальные, поэтические, коммуникационные — и это взаимовызывающее сотрудничество: один осознает значительное влияние равноправия на взгляды многих людей, учась терпимости; другой чувствует волшебное обаяние простых людей.

 

«Мне было легко влюбиться в тебя», — констатирует в письме своей дорогой супруге Тони, эта фраза рождается из синтеза его чувства тоски от разлуки с ней, а также восхищения такими незнакомыми ранее пейзажами, и умения Доктора Ширли тонко чувствовать подобные веяния, заключая их в прекрасные строки, вроде этой.

Как уже написано выше, монолог Дона Ширли - это мощнейший посыл всем сомневающимся, наше время заставляет по-другому взглянуть на борьбу с узколобыми людьми, вплоть до натурального отвращения, но то другая эпоха. Зачем вступать в заранее проигранную дискуссию с социумом, заведомо уничижительно смотрящим на все разумные аргументы, если можно показать им гений в области искусства, заставить этих мистеров восхищаться звуками, которые создают руки того, чьи шедевры и видимое отличие рождают в их разуме комплексное замешательство, сомнение, влекущее разрушение всех устаревших моральных ориентиров?

Название картины происходит от реально существовавшей в эпоху узаконенной дискриминации «Зеленой книги для негров-автомобилистов», которая помогала и обозначала немногие места на карте, где можно было найти ночлег, заправить машину или перекусить. На Юге эти места имеют, как правило, токсичную среду вокруг.

За невероятно лаконичный юмор, позволяющий зрителю смеяться вместе с экранным дуэтом над, казалось бы, строго табуированными вещами и дарующий тем самым ленте пелену шарма, ответственен (как и за всю постановку в соавторстве с сыном Тони — Ником) Питер Фарелли, до этого снимавший в основном посредственные комедии.

В феврале вы с удивлением обнаружите Доктора Ширли и Тони Валлелонга в списке своих любимых киноперсонажей. Создатели и актёры заполнят шорт-листы в различных номинациях всяческих премий (в Торонто «Санденс» дал фильму приз зрительских симпатии).

А пока — наслаждайтесь саспенсом, друзья.