Приятный. Этот эпитет подходит к любому фильму Вуди Аллена. Приятный фильм, приятное кино. В прокат вышла новая картина «Дождливый день в Нью-Йорке», приятного всем просмотра.


Почти всё творчество Вуди Аллена приятно. Но, вот, гениальным его никак не назовёшь. Аллена не поставишь на одну доску с его гениальными современниками, будь то Кубрик или Коппола. Но зато в продуктивности ему не откажешь. Каждый год, со старческим инфантилизмом и завидной регулярностью Вуди Аллен выдаёт на экран очередную мелодраму. И снова действие фильма происходит в Нью-Йорке.

Выбор Аллена не удивляет. Нью-Йорк – его любимый город. Из него он может только уехать в Париж, или Барселону, или в Рим, в Лондон, да и то ненадолго, на один-два фильма. Нью-Йорк же он всегда противопоставляет Лос-Анджелесу – другому центру США, находящемуся на противоположном побережье Америки. Нью-Йорк против Лос-Анжелеса – интеллект против легкомыслия, театр против кино, юмор против смеха.


Противопоставление есть и в этой картине. Главный герой фильма – молодой скучающий повеса, и он из Нью-Йорка. Он интеллектуально и культурно развит, эрудирован, он сын богатых родителей. В отличие от него его девушка – простушка из провинциальной Аризоны. Они приезжают вместе из колледжа на один день в Нью-Йорк. Парень отправляется гулять, а девушка идёт брать интервью у знаменитого режиссёра и идёт по «голливудским рукам». В конце концов, Нью-Йорк разлучает их.

Конечно же, в фильме титры идут в начале. Конечно же, как и в каждом фильме Аллена, при этом используется шрифт Windsor. Конечно же, фамилии актёров расположены в алфавитном порядке. Всё вышеперечисленное – фирменный оттиск Аллена. Фирменным стилем же являются диалоги персонажей, которые искрят остроумием и иронией. Но чтобы понять отдельные пассажи, как минимум, нужно знать, какие картины написал Босх и что Ортега-и-Гассет – это один человек, – Вуди Аллен лакирует свои картины интеллектуальным блеском.


Режиссёр не боится снова и снова цитировать себя – ну все смотрели, наверное, «Манхэттен». Так как в силу своего преклонного возраста сам Вуди Аллен сниматься не может, он выбрал себе молодого актёра, который вместо него ходит по Нью-Йорку, юморит, играет и выигрывает в покер, пьёт коктейли и целуется с молоденькой девушкой в парке «на десять из десяти». Но нетрудно увидеть в нём аватар Вуди Аллена. Также его аватарами являются и другие участники ироничных диалогов, тут именитый режиссёр играет в пинг-понг сам с собой.


Несмотря на свой возраст, в «лёгком весе», в лёгком жанре мелодрамы милый старик Вуди может отделать любого автора в Голливуде. Но вот интересно сравнить с его Георгием Данелия, нашим отечественным режиссёром. Его фильмы тоже не шедевры, и сам он не гений, как, например, Тарковский или Параджанов. Но смотреть картины Данелия, как и картины Аллена, приятно ведь. И чёрно-белый «Манхэттен» «по духу» очень сильно напоминает «Я иду шагаю по Москве», а «Дождливый день в Нью-Йорке» – «Орёл и решка». Герой «Орёл и решка» тоже ведь одарённый молодой человек, у которого есть покровитель. Он тоже приезжает в большой город, и тоже теряет одну девушку-пустышку, и тоже в конце фильма приобретает другую. И с чувством юмора у персонажа всё тоже в порядке. Только в этом сравнении я бы отдал предпочтение картине Данелия, смотреть её интересней. Интересно, а смотрел ли Аллен его фильмы? Вряд ли, конечно.


Всё очень мило и приятно в «Дождливом дне…», только одно обстоятельство очень сильно смущает. Из всех молодых героев Вуди Аллена старческий песок сыпется. Вуди Аллен, очнись! Где ты видел сейчас такую молодёжь? Выгляни на улицу – там сущие инопланетяне. Уже давно и рейв отгремел, и прошла мода на экстази, МТV приказало долго жить. Повсюду сплошь харассмент, остервенелые феминистки, борцы за экологию и права животных, а ты всё пестуешь старомодные отношения полов.

Милый Вуди, восьмидесятые годы прошлого века уже давно прошли! На дворе 2019 год, вовсю идёт торговая война с Китаем, а Трамп вывел американские войска из песков Сирии.