Знакомьтесь, это Рама.

 

 

И сегодня Рама будет огребать по полной программе. И всё потому, что сейчас я расскажу вам о фильме, где Рама – главный герой. Фильм называется «Рейд» (Raid: Redemption). Легко догадаться, что он в жанре экшен, но, тем не менее, мне он показался крайне интересным по своей структуре, съёмкам, но главное потому, что там нет большинства экшн-штампов. Тех самых, из-за которых этот жанр давным-давно стал скучным, неинтересным, предсказуемым, и иногда, даже до абсурда глупым.

Чтобы не составлять список плюсов и минусов, сейчас мы представим, что было бы с Рамой, если бы в его фильме действовали правила разных известных боевиков.



Итак, начнём с сюжета и структуры. Если бы «Рейд» был, скажем, типичным боевиком 90-х, то в самом начале на Раму бы напали злые бандиты, они бы убили его красивую жену и маленькую дочь, а его самого бы тоже попытались, но он бы чудом выжил и спустя эдак 15 лет восстановления и подготовки, он бы грандиозно отомстил. Да, все по этому описанию уже не один десяток фильмов припомнили. Но «Рейд» не из их числа, тут мы имеем, можно сказать, классическое триединство: времени, места и действия. Один день, одно здание, один штурм. Ни вам приевшегося спасения мира, ни банальной личной мести. Одно место, один замес. Вас будет держать до конца.

 

 

К слову о банальностях, вспомните любой фильм с Жаном-Клодом Ван Даммом. Проигрывать до последнего, а потом поймать второе дыхание и победить в последний момент – это его стиль. Этот ход стал популярен, наверное, после «Рокки» и уже комом стоит в горле у жанра. Но Рама не Рокки и не Ван Дамм. И поэтому если на Раму нападут слишком большой толпой – он получит. Если он ошибётся – он получит. У него нет неуязвимости, враги не разучиваются стрелять едва его завидев. В сценарии для него не предусмотрено чудесного спасения в последнюю секунду. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что кое-что из этого всё-таки есть, но, во-первых, далеко не в той степени, чтобы бросаться в глаза, и, во-вторых, это достаточно хорошо продумано и встроено в повествование, поэтому не выглядит притянутым за уши.

 

 

Продолжаем фантазировать. Если бы Рама был одним из «друзей Оушена», то его команда ни за что бы не попалась ни в какие сигнализации или камеры. А если бы попалась, то только потому, что это была часть плана. Но и такого в «Рейде» не происходит. Одна ошибка, и от скрытности не остаётся и следа.

Ну а в таком деле: где ошибка, там и чья-нибудь смерть. Тут, конечно, нельзя не сравнить фильм со всеми любимой вселенной «Марвел». Если бы «Рейд» происходил там, то никто из хороших ребят бы ни за что не умер. А если бы и умер, то после титров бы открыл глаза. А если бы не открыл, то в следующей части бы точно воскрес. Ну а уж если бы и вправду умер, то оказалось бы, что он вовсе не хороший, да и вообще не главный герой (но через два фильма всё равно бы воскрес).

Так вот, нет. Забудьте. Здесь так не работает. Вы оказались не в то время не в том месте. И если вы одни в полном доме преступников и они о вас знают, то выйдут не все. Далеко не все.

 

 

И вот, возвращаясь от сравнений к личным впечатлениям, могу сказать, что это то, что заставит вас действительно переживать за героев. Тут ещё добавляет саспенса тот факт, что только по небольшой экспозиции в начале понятно, кто главный герой. Когда я смотрел фильм впервые, это было по телевизору, я пропустил кусок начала и почти до самого конца не мог понять, за кого переживать. Только, вроде, находишь героя, как он умирает. Все действительно в равной ситуации. Отлично выдержан баланс как внутри группы главных героев, так и между хорошими и плохими парнями.

 

 

Ещё один, наверное, последний штамп, отсутствие которого можно наблюдать в «Рейде», это манера съёмок с максимальной тряской камеры и монтаж максимально короткими отрезками. В какой-то момент так стали снимать совершенно всё. В итоге получается просто месиво, которое очень трудно смотреть. Тут режиссёру Гарету Эвансу надо отдать должное. Сцены отлично поставлены, движения камеры выверены, а планы такие, что держат внимание долго, но не успевают надоесть.

Подводя итог, могу сказать, что итога не будет, тут всё субъективно. Я отметил для себя пунктики, про которые написал и для меня фильм стал в своём жанре прямо как (да простят меня литераторы) «лучик света в тёмном царстве». Все эти детали действительно выделяют его из кучи типичных скучных боевичков. Так что, если вы вдруг захотите в перерыве между Тарковским и Бергманом посмотреть что-то не такое великое, но всё-таки хорошее, обратите внимание на «Рейд», он того стоит.