Известный в нашей стране балагур и весельчак Петрушка. О его прошлом мало информации. Откуда он родом? Кто его родители? Как получил своё имя? Когда этот персонаж появился в выступлениях скоморохов? Точных ответов на эти вопросы нет. Несмотря на своё загадочное прошлое Петрушка стал любимцем зрителей и главным героем народного кукольного театра.

Первые заметки о Петрушке в России появились в XVII веке. Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий в своем путевом дневнике описал сцены выступления скоморохов, которые, на его взгляд, были очень фривольными.

«Подобные срамные дела, — писал Адам Олеарий в «Подробном описании путешествия в голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах», — уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям».

Существует мнение, что изначально Петрушка был отрицательным героем, олицетворял негативные качества людей. Внешность у него отнюдь не славянская. Крупные черты лица, огромные темные глаза миндалевидной формы, громадный нос с горбинкой и широкая улыбка, которую сначала считали зловещим оскалом. К тому же у персонажа очень смуглая «кожа». Скоморохи изготавливали куклу из дерева, его вымачивали в специальном растворе, чтобы оно потемнело. На руках по четыре пальца. Он носил ярко-красный колпак и ярко-красную рубаху.

Но постепенно сюжеты менялись, менялся и характер Петрушка. Он стал замечать, что персонажи, которых встречал на своём пути, не добры к нему. Многие хотят его обмануть, обвинить в том, чего он не совершал. Герой понял, что он может бороться с ними только с помощью своей силы и остроумия.

В XVIII веке историй о похождениях Петрушки было много. Скоморохи использовали простой сюжет, который становился отправной точкой для импровизированной игры. Часто завязкой становилась покупка лошади. Петрушка отправлялся к цыгану. Он долго осматривает коня, а затем торгуется с цыганом, который отказывается уступать ему в цене. Петрушка понимает, что животное не настолько хорошо, как нахваливает его продавец. За попытку обмана герой нападает на цыгана, завязывается драка, из которой он выходит победителем. Он садится на коня, но тот резко скидывает его и убегает в неизвестном направлении. Петрушка лежит на земле и вдруг появляется доктор. Персонаж просит помощи, но ему отказывают. Позже происходит стычка с квартальным, снова с помощью кулаков и палки главный герой доказывает свою правоту. В конце он встречался со Смертью, после чего погибал. Но вновь возрождался в новом выступлении.

 

 

Популярными были истории, рассказывающие, как Петрушка обучался солдатскому делу, как выбирал невесту и готовился к свадьбе, как ходил лечиться к доктору. Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись, как и сюжет. Неизменным оставался только главный герой, который побеждал всех своих соперников, и финальная встреча со Смертью.

Выступления Петрушки публика встречала бурными овациями. Главный герой жёстко критиковал духовенство, высмеивал власть, показывал пороки человечества. Больше всего он хотел, чтобы в мире все было по справедливости. Петрушка рассуждал о жизни, шутил о непростой доле русского народа. Его дерзкие высказывания и остроумные шутки еще долго цитировали и пересказывали друг другу зрители.

Власти Петрушку не взлюбили за его, порой даже очень смелые, высказывания. При любой возможности запрещали выступления кукольников. Народ Петрушку уважал, его величали Петром Ивановичем (Петровичем) в первой трети XVIII века, Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым — в XIX веке.

 

 

До сих пор точно не известно, как кукла получила свое имя. По одной из версий его назвали в честь придворного шута Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос) императрицы Анны Иоанновны. По другой, герой позаимствовал имя у известных актеров-кукольников начала XVIII века Петра Иванова и Петра Якубовского. Возможно, «Петрушка» появилось от имени итальянского персонажа уличного народного театра Пульчинеллы.

В XIX веке Петрушку стали приглашать выступать в господских домах. Главный герой вел себя приличнее. Он перестал злословить, но остался борцом за справедливость. В выступлениях он не убивал своих соперников, но разгонял их, поражая противников своими ироничными шутками.

Федор Достоевский в 1876 году в ежемесячном журнале «Дневник писателя» рассказывает о представлении Петрушки в петербургском доме художников. Он написал, что взрослые и дети с интересом смотрели народную комедию. Выступление Петрушки стало самым веселым на празднике.

В начале ХХ века Петрушка становится героем одноименного балета Игоря Стравинского. Работая над этим произведением, композитор, как он сам признавался, представлял игрушечного плясуна, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр».

 

 

В балете показывают масленичные гуляния на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге в 30-е годы XIX века. В центре сюжета изображен любовный треугольник кукол Петрушки, Балерины и Арапа.

Зрители привыкли видеть Петрушку весёлым. Он же смешит публику. Но редко кто задумывался, что творится на душе у балагура после выступления. Стравинский показывает, как герой страдает от своего одиночества и от неразделенной любви к Балерине, которая пытается привлечь внимание никчемного Арапа. Во время их любовного свидания врывается Петрушка. Арап выхватывает саблю и нападает на соперника, выбегающего на улицу, и отрубает голову.

 

 

Казалось бы, что снова Смерть победила Петрушку. Но он только улыбается ей в ответ. Главный герой возрождается и появляется веселым и живым на площади праздника, возвышаясь торжеством своего духа над жестоким миром людей.

В Советском Союзе из Петрушки сделали товарища Петрушку. От главного героя русского народного театра остается лишь возможность обличать пороки людей. Он осуждал пьяниц, объяснял правила гигиены, поведения в обществе.

Сейчас Петрушка вновь предстаёт перед зрителями в своем привычном образе. В колпаке и рубахе, с большим носом, огромными глазами и веселой улыбкой. В выступлениях борец с несправедливостью и отрицательными чертами характера людей — критикует гадкие поступки, стремится изменить зрителей в лучшую сторону.

 


Автор: Дарья Никитченко