Царь, опередивший своими идеями Петра Великого на сто лет. Борис Годунов – человек, подаривший России покой, но вошедший в историю как убийца. Его судьба – это трагедия незаурядной личности.

История Бориса Годунова никогда не переставала вдохновлять ученых и деятелей культуры. Образ первого всенародно избранного царя был воплощен на страницах поэмы А.С. Пушкина «Борис Годунов». В последующем строки поэта окутал музыкой М.П. Мусоргский, а уже в XX столетии появился фильм-опера Веры Строевой «Борис Годунов».

 

 

Борис, безусловно, был незаурядной личностью. Он понимал ценность образования и культуры. Годунов стремился возвеличить Московское государство через строительство храмов, церквей и крепостей на границах России. Он предоставил дворянским детям возможность получить образование в Европе. В целом он подарил России долгожданную передышку после тяжелейшего правления Ивана Грозного. Но несмотря на все его старания, в истории и культуре Борис часто изображался как узурпатор и убийца.

 

 

В этом отношении очень ценен фильм-опера Веры Строевой «Борис Годунов», основанный на поэме А.С. Пушкина и опере М.П. Мусоргского. Пусть режиссер и демонстрирует общепринятый взгляд на Годунова, все же В. Строева отметила очень важную вещь. Она делает акцент именно на эмоциональном состоянии Бориса на протяжении всей оперы.

В постановке есть несколько сильных сцен. Во-первых, это момент всеобщего моления перед монастырем. Это реальное историческое событие, произошедшее зимой 1598 г. Эпизод действительно очень эмоциональный, поскольку московский люд просит «смиловаться» Бориса и стать царем. Казалось бы, действительно уникальное явление для русской государственности. Впервые царь получает высшую власть не в силу своей принадлежности к правящему дому, а за счет народного волеизъявления.

Тем не менее, с исторической точки зрения к этому эпизоду стоит относиться критически. Читая произведения конца XVI – начала XVII вв., мы находим сведения, согласно которым приставы насильно сгоняли москвичей молить Бориса о принятии венца. Людей заставляли рыдать и падать на колени перед Новодевичьим монастырем, где находился Борис вместе со своей сестрой Ириной. Моление перед Новодевичьим — своего рода театральное действие, которое часто рассматривалось с политической точки зрения.

Смотря оперу, зрителю стоит уделить внимание другим вещам. Важно то, что в истории русской культуры прежде не случалось таких эпизодов: народ никогда не шел к потенциальному царю и не нес русские святыни – иконы. Это своего рода обряд. Москвичи как бы вверяют правление над собой (и одновременно над всей Россией) Борису. Годунов, в свою очередь, долго отказывается от своеобразного дара, ведь царское место бескровно не бывает.

 

 

Второй, не менее значимый момент – сцена с Юродивым. У блаженного есть копеечка, которую отбирают мальчишки, о чем тот начинает горько плакать. В это время появляется Борис, и Юродивый обращается к нему со словами: «Мальчишки отняли копеечку. Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Здесь блаженный намекает Годунову о его тайном злодеянии – убийстве царевича Дмитрия в 1591 г. в Угличе.

Почему эта сцена так важна? Обращаясь к текстам периода XVI–XVII вв., мы не находим никаких указаний на то, что такой прилюдный разговор Годунова и Юродивого состоялся. В данном контексте блаженный является неким собирательным образом. Он воплощает в себе те слухи, которые в момент голода 1601–1603 гг. были распространены о Борисе. Годунова обвиняли в смерти царевича Дмитрия, погодных катаклизмах, неурожае, смерти Ивана Грозного. Даже появлялась лживая информация о том, что Борис поспособствовал смерти царя Федора Ивановича. Последнее вряд ли представляется возможным, поскольку доподлинно известно, что царь Федор в целом был слаб здоровьем. Тем не менее, после этого эпизода царь Борис действительно теряет душевный покой. Эта сцена является ключевой в опере, поскольку после нее зритель наблюдает медленное «сгорание» Годунова в его душевных терзаниях.

 

 

Создается впечатление, что стабильность, которую Борис подарил России, стоила ему собственного душевного покоя. На исходе жизни Годунову начинают мерещиться призраки, и он умирает в молении.

Борис Годунов был и остается одной из самых притягательных фигур не только в русской истории, но и в культуре. Его судьба действительно пропитана драматизмом, который еще не раз будет воплощен в живописи, кино и музыке.

 


Автор: Мария Яковлева