Популярный поэт в наше время уже не такое удивительное явление. Певица Эмма М шесть лет назад ворвалась в российские музыкальные чарты и на музыкальные каналы. А сегодня считает главной поэтическую деятельность.

Мария Максимова поговорила с Эммой М о том, что круче: шоу-бизнес или вера в миссию «поэт в России больше, чем поэт»?

Мария Максимова: Давай с места в карьер. Твои песни были лидерами музыкальных чартов, была верхушка хит-парада Европы плюс. В какой момент ты решила, что будешь серьёзно заниматься поэзией?

До приезда в Москву я начала писать стихи и не забрасывала это дело. А что должно произойти во внутреннем мире? Как туда попасть, я не знаю... Я вне. Скорее всего, должна произойти абсолютная свобода. Просто ты любишь своё дело и пытаешься делать так, как только ты хочешь. Я верила в себя и делала, поэтому я ещё жива в этом смысле. Просто были люди, которые не совсем давали мне двигаться туда, куда мне нужно для своих целей. Но если бы не было так, то и опыта у меня такого не было. Я билась головой об стену, набила шишек и пошла дальше.

Мария Максимова: Послушай, ведь сложно после того, как у тебя выходят популярные клипы, когда твои песни на вершинах хит-парадов, не начать, как Ольга Бузова, наращивать и наращивать... Когда ты поняла, что тебе важнее твоё личное самоощущение?

Я это сразу поняла. Я ведь этот путь не выбирала, он мне дан был. Однозначно, как Бузова, так и Моргенштерн — это не музыка. Это бизнес, который граммофоном построен на человеческих реакциях. Наверное, на самых низших. Думаю, что эти люди - кони своего дела. Они прут, как танки, но что-то теряется. Тот негатив, который их окружает, та злоба... Тут нужно очень сильно держаться и балансировать! У меня совсем другая история, мы стоим по разные стороны. Они, скорее, воротилы маркетинга. Это не плохо и не хорошо, это просто их путь.

 

 

Мария Максимова: Психотерапевты часто спрашивают про первое детское воспоминание. Я спрошу про то, помнишь ли как ты начинала писать стихи?

Помню чётко: у меня случился сердечный приступ и в состоянии панической аритмии, лёжа на кровати, я судорожно начала сочинять какие-то строчки. Ни разу в жизни я не писала. Мне было восемнадцать лет. Я написала стихотворение «Ломанный стереотип». Но я считаю, что это именно поэзия, а не привычный стих. Когда я написала, я пришла в себя, меня отпустило. Это такой процесс биологический и психологический. Это моя молитва была.

«Ты выгни спину, чтоб не проломиться,
от тяжести того, что накопилось.
И хочется взлететь и чувствовать свободно,
и чувства в клетке, как всегда, не могут жить спокойно. Какой уж там комфорт, мне бы вздохнуть свободно.
А сердце бьется, как всегда, выгибает грудь из тела. Покоя не даёт пульсирующий комок, который назван сердцем.
Ах да, любовь я неправильно назвал. Точнее не хочу минусоваться этим словом. Хочу найти такой я лексикон в себе, чтоб в бесконечность раз превосходило фраз таких, как лексикон - любить, влюбиться... Считаюсь психом иногда и от людей я слышал много...»

...оно длинное.

Мария Максимова: Получилось кого-то любить так, как ты написала десять лет назад?

Да. Получилось. Причём любовь приходит в разных состояниях. Но в конце моего страдания «по любви» началась открытая любовь. То есть, это когда ты не страдаешь от любви, это когда тебе просто хорошо. Потому что все, где страдания — это болезнь, это не любовь. Это название от неё.

Мария Максимова: Предыдущие десять лет в России были наполнены появившимися молодыми поэтами. Вера Павлова, Вера Полозкова, Ес Соя, Сола Монова. Есть ли у тебя любимчики? И скажи, а ты готова уйти в соцсетях в медиаактивность, связанную только со стихами?

Почему бы нет. Это же хорошо. Я с Женей Соей знакома лично, я ходила к нему на концерт. С ним у меня связано многое. Песня «Моя Хиросима, я буду любить тебя всю зиму» — это строчки из Жениного стихотворения. Прочитав стихотворение я вдохновилась на эту песню. Веру Полозкову много читала. Раньше она была для меня феноменом в этой сфере, потому что она была одной из первых, наверное, кого мы узнали через интернет, через соцсети. Сейчас она стала более попсовой, я бы сказала «поэзия для домохозяек».

Мария Максимова: Ты понимаешь, как ты будешь зарабатывать на поэзии? У тебя есть какой-то бизнес-план?

Я всегда говорю: слава, деньги — это побочный эффект от деятельности. То есть не слава должна тебя превозносить, а наоборот. Даже стихотворение у Пастернака есть «Быть знаменитым — некрасиво». Это стихотворение одно из моих любимых! Все сразу встаёт на места. Я всегда об этом помню. Бизнес пойдёт тогда, когда пойду дальше, откроюсь людям, перешагну. Сейчас такое время, когда многое забыли. Забыли хорошие речи, хорошее интонирование в музыке. Отсюда пошли эти непонятные тексты в музыке. Человека качает, но ему сложно долго прислушиваться, у него ухо начинает болеть. Поэтому мое отношение такое: придёт внутренняя свобода, придут и деньги. Сейчас у меня есть люди в команде, которые должны мне в этом помочь. В этом я, конечно, более профан, чем в музыке…

 

 

Мария Максимова: У тебя нет страха, что, например, перед своей мамой ты девальвируешь свой музыкальный успех тем, что выбираешь несколько иное направление?

Что может быть страшнее, чем быть в руках у того, у кого ты не хочешь быть. Я пережила такое дно-днище: смерть папы, разрыв контракта, сразу столько-столько проблем... Говорят, бомжи свободны до того момента, пока они кушать не захотят. Это заточение биологическое. А когда ты понимаешь, что хлеб, а на нем майонез с кетчупом - это капец как вкусно, когда ты сильно голодный. Я через это прошла. К подобным вещам я отношусь без страха. Надо просто идти и делать.

Мария Максимова: Расскажи о людях, которые в твоей жизни оказали на тебя наибольшее влияние?

Во-первых, мои родители. Когда в детском саду задавали вопрос «кто твои герой?» Я отвечала - мама с папой. Потому что я реально так считаю. Моего родного отца убили, когда я была маленькая, при странных обстоятельствах. У меня появился отчим. В семь лет я сама захотела, чтобы он стал моим папой и, наверное, это я поженила своих родителей. Я подошла к нему и спросила: «А вы будете моим папой?». Этот человек впоследствии стал для меня не просто папой, он был моим защитником, был моим учителем, добрее человека я не встречала в своей жизни. И он мне столько любви дал, я теперь понимаю, как это — любить чужих детей, это намного сложнее, чем любить своих. Когда он умер недавно, я потеряла часть своего сердца. Мне казалось, что я сирота, хотя у меня есть прекрасная мама. Я всегда боялась, что она останется одна. И мне пришлось столкнуться с этим страхом и побороться. Я очень переживала, как такая молодая женщина останется без любви... Она очень ему верна до сих пор.

Бабушка с дедушкой, у которых я в деревне провела все своё детство. Бабушка рассказывала мне о всех растениях, которые у неё растут на огороде.

Чертополох знаешь?

Это очень магическое растение. Оно используется для очищения, если углубляться в травничество. У нас на Сахалине был очень развит шаманизм, скорее, меня корни туда зовут. Бабушка с дедушкой были моей опорой в детстве. Дедушка всю жизнь проработал в уголовном розыске. А бабушка была из культурной среды: она работала с артистами, в Сахалинской филармонии. Всегда, когда она рассказывала какие-то истории, она их рассказывала очень эмоционально, интонационно окрашивая. И бабушка была моим другом, бабушке я доверяла все.

Ирина Миронова оказала на меня большое влияние. Мы с ней знакомы уже шесть лет. Этот человек показал мне мир со стороны визуала: научила видеть меня правильно, замечать детали, смотреть кино... С ней весь вкус пришёл в меня так, как он должен был быть.

Тренер мой по дзюдо — Александр Абдулович оказал на меня влияние. Он говорил мне простые истины. Говорил: «Эмма, ты очень сильная, но тебе нужна техника». А я пришла к нему в 13 лет и не понимала, что это такое. Нужно было усмирить мой характер, он буйный, я всегда была эмоциональна. И он говорил: «Ты видишь дерево под большим слоем снега. Дерево начинает прогибаться, что ты думаешь: сломается ветка? Конечно, нет. Дерево вытолкнет этот снег. Это означает — быть гибким. И само понятие дзюдо, если его переводить в этимологии, означает «гибкий путь». Гибкость.

Да все люди, которые встречались в моей жизни, на меня повлияли. Дали и плохой опыт, и хороший. Я многим благодарна за участие.

 

 

Мария Максимова: Часто люди, отвечая на подобные вопросы, начинают перечислять известные имена. Твой ответ говорит о том, что ты человек, прочно стоящий на земле. Давай теперь немного оторвёмся: кого ты можешь назвать из личностей, которых лично не знаешь, но без которых ты «жить не можешь»?

Нет таких, наверное. Бродский — это моя страсть. Это осознание того, что есть люди, которые мыслят так же примерно, о том же. Через какую-то свою призму, но эта призма так соприкасается с моей, что кажется, будто мы одно и то же. Так что Бродский, думаю, успокоение моей души.

Шаде, Джордж Майкл — это туда же относится. Все это повлияло на мой музыкальный вкус. Недавно я поняла, что с Виктором Цоем у нас есть много общего, возможно, это громко сказано... Есенин — туда же. Очень значим. У мамы и Есенина день рождения в один день.

Мария Максимова: Многие помнят твой образ из клипа «Штрихкоды» — мантия, ты модная, минималистичная. Потом была трансформация в клипе «Искры» — уже более радикальная Эмма. Какой свой образ как поэта ты видишь?

Простой. Как мы сейчас сидим, общаемся. Это одно из моих воплощений. Я очень разная, мне с этим сложно. Если бы было одно направление, может, быть было легче. Через все свои воплощения, которые у меня есть, я могу находить что-то новое. Потому что музыкант — это всегда эксперимент. Поэт — то же самое. Я выражаю разные образы.

Мария Максимова: Поэт — пророк. Твоё какое предсказание будет для нашего времени, где почти во всех сферах ищут новые пути? Куда надо двигаться?

Давайте слово «пророк» разберём. Рок — это судьба. Это страшный суд. Это звонок. Это когда пробуждение.

Просто люди пытаются что-то найти в новых формах, ещё в старых не разобравшись. Надо посмотреть в прошлое, ответы там на поверхности лежат. А мы идём в новое, не узнав старое. Знание есть освобождение, есть сила. Историю надо знать.

Я творчеством занимаюсь, чтобы девяносто процентов людей, которые зависли в телефонах, наконец-то отлипли от них и услышали себя. Цифровизация поглотила наше сознание и подсознание. Наше подсознание как раз и есть внутренняя память, которая должна двигать энергию. Мы раздаём сегодня энергию направо и налево, информации нас окружает много. А вопрос в том, как мы эту информацию берём, зачем она нам нужна. Я существую для того, чтобы людей направить в нужную сторону и навстречу друг к другу. Ты идёшь и встречаешь себя.

Думаю, актуальна будет простая человеческая природа, простые человеческие истины и радости. Это я к этому стремлюсь. Люди ищут, забыли свой язык и не знают, что они ищут. Как в сказке про Тридевятое царство. Вспомните свои корни!

 

 


Короткий «блиц-хит Эммы М»

Если только один цвет, то...

Бирюзовый. Хотя нет, изумрудный.

Если бы у тебя была шапка невидимка, то...

То я бы пробралась в правительство и послушала, что они там говорят...

Если бы у тебя была волшебная палочка, то...

Она у меня есть. Но я ее никому не показываю. У меня есть не только волшебная палочка, но и яйца...

Если всего один фильм, то...

Дженерейшен Пи

Если всего одно музыкальное произведение, то ...

Иерихонские трубы

В чем смысл жизни?..

Чтобы жить!