Инна Бельтюкова, кандидат экономических наук, основательница компаний Инна Тур, Капитал Тур, Bookinna, вице-президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма по цифровым технологиям рассказывает, как пришла к творчеству, почему ей не близок современный подход к искусству и делится планами как добавить арта в туризм, а на артрынке внедрить новую бизнес-модель.

Работу Инны можно увидеть на фестивале ADVENT.Начало и премии «Золотой Антип» до 9 января 2022 года в Новой Третьяковке. Их цель — показать работы современных авторов и открыть новые имена в сфере искусства для каждого желающего.

Artifex: Расскажите, как вы пришли в искусство и что оно для вас сейчас значит.

Несмотря на то, что я по натуре человек творческий: люблю музыку, пишу, пою, играю на инструментах, меня всё-таки жизнь занесла в экономику. Я закончила МГУ: курсовые, диплом, диссертация — всё про туриндустрию. На эту же тему прошла стажировку в Америке как участник советско-американской программы развития бизнеса. Потом была судьбоносная поездка в Париж, где мой будущий муж сделал мне два предложения: выйти замуж и создать совместную компанию. Так родилась Инна Тур, которая очень быстро стала лидером туристического рынка. Любовь к искусству сподвигла нас на организацию и спонсорство Фестиваля российской культуры в Каннах.

Я горжусь, что мы смогли восстановить Дягилевские сезоны на юге Франции. За этот проект МИД России наградил почетной медалью «За вклад в развитие российско-французских отношений в области культуры», а мэр Канн вручил знаменитую Пальмовую Ветвь Дворца Фестивалей. Фестиваль стал ежегодной традицией и недавно отметил своё 20-летие.

 

 

Однако на пике успеха Инны Тур мы неудачно укрепили административный ресурс и в итоге ушли из компании, которой отдали 10 лет жизни и имя в придачу. Наш второй проект Капитал Тур очень быстро стал крупнейшим в отрасли, в 2008 году мы обслужили 2 млн человек. Однако в силу ряда обстоятельств, которые оказались сильнее нас, случился дефолт. Жизнь разделилась на до и после! Внезапная тяга, порыв писать картины помогли победить глубокую депрессию. 

Это была своего рода медитация, уход от реальности. Пустоту заполнил труд. Я мучила холсты и себя по 19 часов в сутки, эмпирически постигая азы бездонной науки под названием Живопись. Это возродило во мне интерес к жизни, креатив, жажду самореализации и созидания как в искусстве, так и в бизнесе. Волею судеб мы опять вернулись в Инна Тур, где на новом этапе первыми в России создали цифровую платформу динамического пакерования туруслуг.

Сегодня я точно знаю, что успех — это два раза упасть, три раза подняться! За это коллеги по отрасли меня называют «Птица Феникс».
Мои работы нравились близким и друзьям. Я очень быстро стала востребованной. И без ложной скромности могу сказать, что я как художник очень успешна, потому что у меня нет свободных работ, они продаются практически сразу, как появляются. Много пишу под заказ, в частности, сюжетные портреты. Живопись для меня — не источник дохода, а потребность самореализации.

Artifex: Как вы начали выставляться?

Моя первая персональная выставка была в галерее Подмосковного города Щелково. Вице-президент Творческого союза художников России Александр Беглов предложил мне показать свои работы, потому что ему они показались интересными.

На своих первых картинах я изображала то, что всегда было для меня источником вдохновения, воплощением красоты и гармонии, что не перестает поражать своим совершенством: цветы, поля лаванды, море, горы, лес. Природа для меня — синоним умиротворения и благодати. Концептуальность мышления, привитая бизнесом, наложила свой отпечаток на мое творчество. Мне захотелось нарисовать бизнес в разных его проявлениях. «Небеса» подсказали сюжет для первой картины, которая называется «КАПИТАЛизация».

 

 

Так началось создание коллекции картин «БИЗНЕС-АЛЛЕГОРИИ», которая через живопись отражает различные понятия и явления в бизнесе. Это визитная карточка, закрепившая за мной образ человека, пришедшего из бизнеса в живопись, и воплотившего свою деловую практику в холстах.

Вскоре на мое творчество обратил внимание Константин Худяков, талантливый художник, замечательный человек, и я стала членом Творческого Союза Художников России, который возглавляет Константин.

В 2015 году у меня была персональная выставка в музее имени Пушкина. Не стану скрывать, это был один из самых счастливых периодов в моей жизни! Я приглашала туда своих родных, друзей, партнеров, коллекционеров, людей, чье мнение мне очень важно. На открытие и закрытие выставки получились незабываемые творческие вечера с фортепианной музыкой, супер вокалом! Это был настоящий праздник!

Позднее мои работы украшали различные мероприятия, в частности, шахматный турнир, который проходил в отеле «Президент».

 

 

Символично, что после этого я написала картину «Сила» для Владимира Путина с изображением тигра, одну из самых безупречных, с моей точки зрения, работ.

 

 

Мои картины неоднократно выставлялись на коллективных выставках, они включены в проектные каталоги ТСХР. Последняя персональная выставка прошла в январе этого года в Администрации Президента России, где особое внимание посетители уделили моему автопортрету «Птица Феникс».

 

 

Artifex: Можете подробнее рассказать о своем стиле и техниках?

Я по натуре гипер-перфекционист, дочь ювелира. Каждая картина для меня как ребёнок. Люблю, чтобы завершённая работа пожила у меня дома, что-то всегда хочется поправить, иногда изменить. Для меня это диалог с Вечностью. Не будет меня, мои картины станут частью чей-то жизни. Пишу маслом, в реализме, что не есть признак современного искусства. С другой стороны, в варане, спрятанном в песке, я вижу образ налогообложения, в сурикатах — франчайзинг.

 

Я играю на полутонах в понятийном смысле. Почти все мои картины очень активные по цвету, жизнеутверждающие, может, даже агрессивные. Каждый раз для меня это попытка противопоставить нашим будням яркость жизни через наполненность и красочность образов.

 

 

У меня есть абстрактные, очень пастозные работы, но их мало. Одна из них — «Код жизни». Я ее написала на одном дыхании, вернувшись из нашей очередной поездки в Париж, после посещения французских галерей, просмотра работ сугубо современной техники.

Всем известно, что такое штрих-код. А это цветовой код моей жизни. Мне захотелось изобразить впечатления и ощущения от событий в разные годы моей жизни в цветовой гамме, с которой они ассоциируются. В цвете «закодированы» детство, школьные годы, любовь, рождение детей, страсть, этапы, связанные с бизнес-проектами. Эту работу особенно выделяют профессиональные художники и галеристы, считая, что она задает самостоятельное направление моего творчества: создание жизненных портретов.

 

 

Мне было очень интересно написать код жизни одного небезызвестного человека, визуализировать его прошлое, важные и переломные моменты в жизни. Герой картины должен участвовать в создании работы, рассказать про этапы жизненного пути, изменениях сознания, о знаковых событиях. Эти опорные точки не обязательно позитивные, но всегда значимые.

 

 

Моя задача как художника переложить эти события на холст и заложить позитивную диалектику предстоящего этапа жизни «соавтора».

Artifex: Какая работа имеет для вас особое значение?

Моя самая большая во всех смыслах картина «Мы». Именно она стала участником выставки ADVENT.Начало в Новой Третьяковке.

Картина была задумана за год до начала пандемии, которая значительно усилила актуальность работы. Я старалась на одном полотне отобразить основные глобальные проблемы нашего времени: атомные катастрофы, терроризм, природные катаклизмы, пандемия, непредсказуемые последствия генных экспериментов. В изображении прослеживается аллюзия к библейскому сюжету: море расступилось во спасение жителей планеты. 

Основная идея картины состоит в том, что перед угрозой гибели все равны и человечество может выжить только объединив усилия всех, независимо от вероисповедания, расовой принадлежности, политической ориентации и экономического положения. Все дети на картине связаны прикосновением рук между собой и центральной фигурой — молящейся женщиной, олицетворяющей материнство, символизирующей продолжение жизни на Земле.

 

 

Картина производит контрастное впечатления, одновременно устрашающее и жизнеутверждающее, вмещая в себя изображение апокалипсиса и начала новой жизни. Мне предложили участвовать с этой картиной в проекте Премия «Золотой Антип», поэтому работа будет находиться в Третьяковской галерее до 9 января.

 

Artifex: Что вам писать интереснее всего?

Глаза. Как бы банально ни звучало, но глаза — это зеркало души. 

Сколько я себя помню, в любое свободное время на школьных уроках, лекциях, когда можно было отвлечься от конспектирования, я рисовала глаз человека — это было мое художественное хобби. Сегодня я с упоением пишу портреты. У одной знакомой я увидела дома ее два портрета и поняла, что могу написать лучше. Это была моя первая попытка написать человека.

Пошла в музей Шилова, засняла почти всего его картины, для меня это был мастер-класс, погружение в технику. Я писала первый портрет около года, одних только вариантов глаз было около двадцати, но в итоге я довела его до того качества, которое меня удовлетворяло. Но главное, портрет очень понравился героине!

 

 

Artifex: Вы никогда не учились живописи?

Нет, я пишу так , как чувствую, когда не могу не писать. Однажды мой знакомый художник сказал мне:  «твои работы самобытны, тебе не надо учиться, ты не знаешь, как нельзя». Однако на искусствоведа я решила выучиться и год назад поступила в Строгановскую академию.

Скажу откровенно, мне стало интересно лучше узнать историю искусств , разобраться в закономерностях, трендах развития искусства на современном этапе. Тема моей диссертации Art gallery hotel — это идея на стыке двух экспертиз. Я хочу объединить гостиницы как арт-пространства, которые в маркетинговой модели используют предметы искусства в разных форматах. Такая практика активно развивается в индустрии гостеприимства в Америке, Европе, Австралии. Квинтэссенций проекта будет создание системы бронирования АртОтелей для путешественников, которым интересно в рамках поездки соприкоснуться с искусством. Я хочу, чтобы со временем во всех системах бронирования появился еще один фильтр, который назывался Art Hotel, и для любителей искусства это могло бы стать дополнительным критерием выбора места размещения во время поездки.

 

 

Artifex: Когда вы делали что-то в последний раз в первый раз?

Я делаю копию картины Айвазовского «Волна», по просьбе друга моей дочери, который очень любит эту картину, и всегда мечтал ее иметь на стене. Для меня очень интересно и полезно погрузиться в произведение великого мариниста.

 

 

Artifex: Мне казалось всегда, что искусство — это такое сложно зашифрованное удовольствие. Как вы думаете, с какой стороны нужно подойти к живописи, чтобы понять ее?

На ваш мужской вопрос дам я женский ответ.
На мой взгляд, ее надо не понимать, а чувствовать.

 

 

Artifex: Каково Ваше отношение к современному искусству?

Очень двоякое. Как человек, имеющий 30- летний опыт в бизнесе, я хорошо понимаю законы комерциализрованного артрынка, стратегии артдиллеров, спекулятивные процессы, модели оптимизации налоговых выплат с использованием объектов искусства. И не скрою, во мене рефлектируют бизнес-инстинкты в этом поучаствовать. Например, есть амбиция сконсолидровать NFT арт-маркетплэйсы.

При этом для меня очевидны противоречия рынка современного искусства, когда художественно-эстетическая ценность произведения становится вторичной по отношению к коммерческой. Когда искусственно завышенная стоимость или потенциал монетизации произведения определяет отношение зрителя к творчеству автора, общественное признание и влияет даже на само определение искусства. Оно стало товаром, используемым для социализации, статусности. Для меня истинная культурная ценность произведения определяется впечатлением, которое оно может произвести на меня, способностью вызвать сильную эмоцию, открыть для себя что-то новое, интересное, непонятное, почувствовать энергию произведения или просто насладиться созерцанием.

Триггером моих эмоциональных реакций, интереса является эклектика стилей, узнаваемость, выразительность, яркость образов при неоднозначности смысловой идеи картины. Не люблю открытый эпатаж, не люблю когда «объём смыслов» перевешивает их изображение.

Настоящее искусство всегда современно. Время все расставляет на свои места.