Наша встреча с Ваней случилась в 2018-м году в Индии, в северном штате Гоа. Вместе с командой Artifex мы занимались съемками программы о музыке chill out. В путешествиях я частенько встречаю творческих людей, и этот раз не стал исключением.

Мой приятель пригласил меня на выставку, тогда ещё не известного мне художника Ивана Замес, куда мы направились этим же вечером. Это оказался небольшой бар-ресторан на берегу моря. Людей на выставке было не очень много, и выглядело все довольно лампово. На стенах, под потолком, на столбах и почти везде было развешено огромное множество картин, выполненных в технике Acid art. Я познакомился с художником, мы успели немного пообщаться, но вскоре он извинился, сказав, что выставка уже закрывается, и пригласил меня в свою мастерскую, которая находилась недалеко от моего дома. Через пару дней я приехал к нему в гости.

Это был небольшой двухэтажный дом с просторной террасой, украшенной индийскими полотнами и оформленной в традиционном гоанском стиле. Внутри дома я увидел в два, а то и в три раза больше работ, чем до этого на выставке, выполненных в разных техниках — от акрила до аэрозольных баллонов. В тот день мы с Ваней интересно поболтали, и я стал частым гостем в его мастерской. Вечерами мы сидели и общались на тему искусства, творчества и источников вдохновения.

Мы подружились и продолжили общаться в Москве. С того момента прошло уже почти 5 лет. За эти пять лет, на мой взгляд, Иван совершил огромный скачок в развитии своих художественных способностей, и его творчество приобрело ряд кардинальных изменений. От стиля работы до масштабов мысли. И об этих изменениях я хочу рассказать вам в этом интервью.

Artifex: Ваня, откуда ты?

Я родился в городе Рига, в Латвии, в 1993 году переехал с родителями в Россию на полуостров Камчатка, спустя год переехал в Подмосковье.

 

 

Artifex: Тебя кто-нибудь вдохновил на занятие искусством в молодости?

Нет. Я просто всегда рисовал, сколько себя помню. Рисовал и писал стихи. Чуть позже увлекся и музыкой. Но в определенные отрезки моего жизненного пути мне все же попадались ребята постарше, которые уже имели некий навык рисования. Они показывали и объясняли мне то, что знали про построение рисунка сами.

Artifex: Окружение детей или подростков, с которыми ты общался, как-то сформировало твое творческое видение?

Скорее нет, чем да. В моем окружении были абсолютно разные люди, но интересующихся искусством не было никого. Посуди сам: 90-е годы, военный жилой городок в деревне 40 км от Москвы. Какие в большинстве своем могут быть развлечения у подростков? Футбол, алкоголь, драки, и тд. Это было чем-то обыденным. А творчество было и до сих пор является моей отдушиной, поводом отвлечься и уйти в свою реальность от всего треша, что творился и творится вокруг. И по сей день я ежедневно стараюсь скетчить, улучшать навык. Правда, не всегда хватает на это времени, тем не менее, я стараюсь его находить.

Artifex: Искусство в твоей жизни как-то связано с твоим музыкальным увлечением?

Думаю, что да. Музыка и арт с малых лет присутствовали в моей жизни, как и поэзия, и всегда взаимодополняли друг друга. С течением времени менялись лишь предпочтения в жанрах. Поначалу я лишь слушал и вдохновлялся, а потом начал создавать сам. Я рад, что у меня получается совмещать эти три направления искусства, воплощать в единых проектах. В Индии я сделал серию картин-инсталляций «Save the Rave», посвященную памяти снесенным клубам Гоа, знаковым многолетним тусовочным местам, которые сравняли с землей из-за нехватки нужных документов. Материалы для картин собирал на пляжах, на местах снесённых клубов. Позднее презентовал картины на регги-вечеринке и весь сезон 2021 они украшали пространство в довольно известном уютном местечке под названием «Борщ».

 

Что касаемо сейчас: я все так же пишу музыку, стихи и картины, только все это приобрело более концептуальный и философский характер. Один из таких проектов – «43 lab». Несколько видео и треков можно найти на SoundCloud и Youtube. Помимо выставок, эко-фестов и прочей движухи, в которой я участвую, вечеринки и музыкальные фестивали так же являются неотъемлемой частью вдохновения и проявления себя в творчестве — многие из моих картин не раз были украшением техно и хаус-вечеринок в центре Москвы.

Artifex: В 2017 году в Гоа ты провел свою первую выставку картин. Почему ты оказался в Индии и как к тебе пришла идея сделать там выставку?

Эта выставка на самом деле была не первая. Первая случилась, когда родители отправили меня 9-тилетнего в художественную школу. Там на одном из занятий из клякс нужно было создать изображение. У меня получилось выполнить задание лучше остальных, и мои работы повесили в магазине у нас в поселке. Так что моя первая выставка случилась, когда мне было 9 лет (смеется).

Что касаемо Индии — это была моя давняя мечта. Еще подростком я узнал об этой стране и дал себе обещание попасть туда, познакомится с культурой, народом, их бытом. В 2014 осенью вместе со своей девушкой я впервые уехал в Гоа на 4 месяца и в дальнейшем уже не смог остановиться. Следующей осенью мы снова уехали и не возвращались в Россию около 3-х лет, путешествуя по странам Азии. Все это время я не прекращал заниматься искусством. Картины копились, перемещаться с ними с места на место уже становилось все труднее и труднее. Каждый наш гость поражался количеством скопившихся картин и почти каждый задавал один и тот же вопрос: «Почему вы не сделаете выставку?» В конечном счете моя девушка заморочила меня, нашла место и мы это сделали.


Artifex: Какие у тебя были цели: ты хотел показать кому-то, что ты умеешь рисовать, как-то самоутвердиться, услышать мнение людей о твоем искусстве?

Не было никакой цели — просто многие знакомые постоянно говорили мне о том, что у меня талант, что нужно делать выставку, и мне казалось, что им это интересно, и соответственно, такое мероприятие будет востребовано.

Artifex: Когда ты решил сосредоточить свое внимание на проблемах экологии?

В Индии. В новогоднюю ночь, возвращаясь с вечеринки, пребывая в меланхоличном настроении, я прогуливался по пляжу Арамболя и обратил внимание, что огромная толпа празднующих людей бросают мусор прямо в песок, себе под ноги. И затем этот мусор утягивало в себя море, волна за волной. Я подумал, что каждый подобный людской праздник оказывает огромное негативное влияние на экологию и вызывает страшные последствия в виде мусорных островов в океане или глобального потепления. Я стал размышлять над тем, что я могу сделать, чтобы это изменить. И тогда мне пришла мысль, что я могу повлиять на сознание людей во благо экологии с помощью того языка, которым я владею — с помощью искусства.

Artifex: Что конкретно ты увидел там, в Индии?

Коровы, свободно гуляющие абсолютно везде, много бездомных собак, добрые люди, огромное количество разнообразных специй, а еще очень много интересного полезного материала, который люди не используют, не обращают на него внимание, воспринимают как мусор. Но, если разобраться, что такое мусор? Если все разложить на атомы, вряд ли вообще можно что-то мусором назвать (смеется).

Artifex: Расскажи, что такое постиндустриальный экспрессионизм? Ты его придумал?

Нельзя сказать, что это какое-то новое искусство. Я, скорее, создал свою концепцию — это мое эмоциональное восприятие глобальных проблем: переработки, того, что человек после себя оставляет, философских вопросов. Это нельзя так просто определить в платоновском и аристотельском формате восприятия «хорошо/плохо», «красиво/некрасиво», и так далее.

 

 

Artifex: У постиндустриального экспрессионизма есть четкое определение?

Постиндустриальный экспрессионизм использует абстрактные формы, вызывающие определенный эмоциональный отклик, как и любая абстракция. Она имеет философский подтекст, осмысляет окружающую современную действительность в разных ее формах и факторах. Иными словами, современный экзистенциализм начинающийся с фразы «Аз есмь», или же философского утверждения Рене Декарта «Я есть — значит, я существую». Этот стиль не приемлет классических форм и материалов, воздействует на человека посредством осмысления общей концепции.

Artifex: Можешь рассказать побольше о методах, которые ты используешь? Где ты берешь материалы?

Определенных методов как таковых, наверное, и нет. Есть, скорее, решения, подходящие под концепцию поставленной задачи. Материалы я нахожу дома, на улице, на различных локациях, в местах, которые существовали ранее, но были либо заброшены, либо разрушены. Как, например, с серией картин-инсталляций «Save the Rave», упомянутой мною до этого. Или картина-инсталляция «Север. Русь», прошедшая конкурсный отбор для выставки в Omelchenko gallery. Материалы для нее я собирал в известном в свое время ресторане «Русь». По завершении выставки картина отправилась в центр современного искусства «Сияние», владельцем которой является телеведущий Андрей Малахов.

 

 

Artifex: Сколько у тебя времени уходит на создание арт-объекта?

Всегда по-разному. Порой это получается очень быстро, а иногда требует долгих усилий. Допустим, в прошлом году я ездил в Волоколамск, где администрация города попросила меня сделать им картину во время Арт Фестиваля. Я справился за три часа. Сейчас я готовлю картину для Эко фестиваля на Флаконе. Над ней я работаю уже около месяца.

 

Artifex: Какая из всех работ, которые ты сделал, тебе нравится больше остальных?

«25-й кадр», наверное. Она выставлялась в центре искусств АртНах и в дальнейшем участвовала в онлайн-выставке «Revolting spectacle» о влиянии рекламы на зрителя. Чтобы создать эту инсталляцию, мне пришлось разобрать старую плазму.

Artifex: Можно ли художнику, занимающемуся творчеством, подобным твоему, обеспечить себя?

Просто занимаясь творчеством — нет. Любому художнику себя так просто не обеспечить. Художник — это не только умение рисовать, но и умение мыслить и двигаться определенным образом по жизни. Нельзя стать художником, написав только одну или две картины. С другой стороны, в современном мире капитализма монетизировать возможно почти все, но это, в большинстве случаев, еще зависит от того, кем ты родился, и от условий среды твоего обитания.

Есть одна очень хорошая восточная мудрость: «У самурая нет цели, есть только путь» — то же самое с художником. Я выбрал путь художника не потому, что на этом можно хорошо заработать. Я делал и делаю это, потому что просто не могу не делать, потому что это мой язык общения с людьми. А потом уже я сам или люди вокруг помогают мне реализовать то, что я сделал.

Artifex: Когда ты делал что-то впервые в последний раз?

Сейчас работаю над книгой. Для меня это новый серьёзный опыт.

Artifex: Откуда ты черпаешь вдохновение?

В поиске собственной философии, в окружающей меня вселенной и её действительности.

Соцсети Ивана:

Инстаграм

ВК

FB

Портфолио