Однажды летом 1995 года художники Христо (Christo) и Жанна-Клод (Jeanne-Claude) упаковали здание Рейхстага в Берлине. Они использовали 70 рулонов серебристой ткани общей площадью более 100 тысяч квадратных метров и 8 километров ярко-синего каната.

За две недели существования проекта его посетили около пяти миллионов человек, а на осуществление идеи художникам потребовалось почти 23 года.

«Даже незначительные дуновения ветра приводили ткань в движение, так что здание казалось неким живым объектом. Каскады ткани, ниспадающие с крыши, создавали иллюзию динамики. Здание больше не казалось статичным, оно все время было в движении. В завернутом Рейхстаге есть некая иррациональная свобода»,— говорили об этой работе Христо и Жанна-Клод.

 

 

Создавая свои проекты, художники, как правило, испытывали множество проблем на этапе оформления разрешающих документов. В случае с Рейхстагом, работа стала возможна только после воссоединения Германии во время запланированного ремонта в здании.

Все свои работы художники принципиально финансировали сами за счет продажи рисунков, фотографий и макетов, зарабатывая на этом десятки миллионов в год.

Христо начал упаковывать предметы еще до знакомства с Жанной-Клод. Его привлекала трансформация этих предметов, «идея исчезающего присутствия», но именно в дуэте с супругой художник смог окончательно оформить свой творческий метод и постепенно перешел на более крупные объекты: от бутылок и стопок журналов, к деревьям, зданиям и целым островам.

 

 

«Упаковка снимает с предмета его функцию и превращает в контур. Мы больше не отвлекаемся на функцию предмета, а смотрим лишь на его форму», — объясняли свое искусство художники.

Христо Явашев родился в Болгарии и признавался, что в юности испытал на себе влияние советского искусства. В его работах можно разглядеть отголоски временных инсталляций и транспарантов, которые были характерны для советского искусства того периода.

Художники всегда очень внимательно относились к местности, на которой разворачивали свою работу.

Например, в одном из интервью Жанна-Клод рассказывала, что для осуществления проекта «Бегущая изгородь» (Running fence) в США, им нужно было пересечь территорию 59 ранчо. Пока Христо работал над рисунками и коллажами, Жанна-Клод общалась с 59 семьями и изучала то, как они живут. Художники считали, что обязаны разобраться в образе жизни местных жителей, чтобы люди смогли понять их искусство. Жанна-Клод говорила, что в ходе работы над этим проектом стала разбираться в пастеризации молока, приготовлении сыров и даже искусственном осеменении скота.

 

 

Еще один американский проект художников «Окруженные острова» (Surrounded Islands) 1983 года оказал неожиданно благоприятное воздействие на экологию Бискейн-Бей в Майами. 11 островов в течение двух недель оборачивали ярко-розовой тканью, учитывая их мельчайшие изгибы. При разборе окруженных островов работники вытащили из океана около 40 тонн мусора.

 

 

Реализуя свои идеи, супруги всегда тщательно продумывали, как не навредить окружающей природе и архитектуре. После окончания каждого проекта они стремились оставить территорию в ее первозданном виде, будь то остров, здание или Центральный парк в Нью-Йорке.

Несмотря на тщательную подготовку, при реализации своих работ художники иногда сталкивались с настоящими трагедиями. Их работа «Зонтики» (Umbrellas) 1991 года была задумана как диптих. Одна ее часть с голубыми зонтиками располагалась на рисовых полях Японии, а другая с желтыми зонтиками — на холмах Калифорнии. Зонтики смотрели друг на друга через океан и подчеркивали различия между США и Японией и их климатические проблемы. Эта работа имела огромную популярность, но стала причиной гибели двух человек. Японский рабочий погиб при разборе конструкции и еще одну женщину отбросило на камни сорвавшимся от ветра зонтиком.

 

Христо тяжело переживал эти события и усилил контроль над безопасностью своих проектов.

Работы Христо и Жанны-Клод скрывали в себе глубокие смыслы, а на пути их реализации возникало множество проблем, но супруги в первую очередь ценили те эмоции, которые их творчество дарит людям.

«Мы делаем прекрасные вещи. Невероятно бесполезные и совершенно ненужные. Мы создаем легкое беспокойство, которое продлится всего лишь несколько дней», — говорили они.

Один из самых красивых проектов, созданных супругами, готовился 28 месяцев и просуществовал всего 28 часов. «Занавес над долиной» 1972 года представлял собой ярко-оранжевую нейлоновую ткань длиною почти 400 метров и высотой 111 метров, подвешенную на стальных канатах в Скалистых горах Колорадо. Уже в самом начале работ по установке занавеса порыв ветра сорвал ткань с канатов. Пришлось начинать все сначала. Занавес был установлен, но провисел чуть больше суток. Когда ветер в долине снова усилился, рабочие поспешили разобрать конструкцию, чтобы избежать серьезных повреждений.

 

 

Жанна-Клод говорила, что их творчество похоже на радугу. «Занавес над долиной» (Valley Curtain) по своей форме и мимолетности иллюстрирует ее метафору, как никакая другая работа художников.

Когда художницу спрашивали, в чем секрет популярности их проектов, она отвечала:

«Они очень красивы, а люди нуждаются в красоте. Их временность заставляет людей отложить свои дела и полюбопытствовать. Если я скажу вам, что сейчас в небе радуга, вы вряд ли ответите, что посмотрите на нее завтра. Нам с Христо очень дорога фраза «в жизни только раз...».

 


Автор: Алена Данилова