Этот художник видит свет и в жизни, и в творчестве. Каждая его работа — это настоящая радуга, сошедшая с небес. Прославившийся неоновыми инсталляциями, Кит Сонньер своими шедеврами пост минималистического искусства бросил вызов стандартам скульптуры.

Первые упоминания о мастере датируются серединой 60-х годов прошлого столетия. Сонньер, тогда еще молодой мастер из Луизианы, быстро нашел тему, которая помогает ему вариться в котле американского искусства даже спустя много лет. Вместе с современниками, такими, как Карл Андре (Carl Andre), Дэн Флавин (Dan Flavin, 1933-1996) и Сол Левитт (Sol LeWitt, 1928-2007), он является представителем группы сторонников так называемой «антииллюзионистской скульптуры».

 

Карьера художника развивалась стремительно. Получив бесценный опыт во время обучения в Юго-западном университете Луизианы, он продолжил обучение в университете Рутгерса, что, несомненно, положительно отразилось на творчестве гениального мастера. Наставники, которые на протяжении многих лет помогали Киту Сонньеру обрести своё место в творческом мире, были не раз упомянуты им во многих интервью. Этим благодарный ученик отдал дань уважения профессионализму виртуозных преподавателей-теоретиков.

Ранние произведения Кита состояли исключительно из мягких и струящихся, но тогда ещё неосвоенных никем из скульпторов, материалов: атласной ткани, лент и сетки. По словам самого Сонньера, их выбор обусловлен тем, что изогнутые и довольно легкие формы, которые они могут принимать, напоминают ему о дорогом и родном сердцу штате — солнечной Луизиане.

«Я был и являюсь американцем французского происхождения, но в Соединенных Штатах все родом из других стран. У меня был шанс вырасти в Луизиане, в уникальной стране с великой архитектурой, едой и сказочной музыкой»

Но известен художник вовсе не этим. Визитной карточкой Кита Сонньера является еще более нетрадиционная «основа» произведения — неоновый свет. Множество скульптур автора состоят из изогнутых, будто бы движущихся по плоскости, ярких медных трубок, которыми он рисует в пространстве, взаимодействуя при этом с окружающей объект творческой зоной.

Большую часть своего времени Кит Сонньер посвящает созданию целых серий произведений, которые охватывают большие временные промежутки: от нескольких лет до целых десятилетий. Среди первых значатся такие, как Ba-o-ba (1967), Sel (1969) и Dis-play (1970). Элементы, включенные в эти художественные проекты, можно найти также и в более поздних знаменитых творениях мастера.

 

XXI век принес Киту Сонньеру поистине международное признание за его грандиозные работы, в которых воплотилась идея взаимодействия произведения и городской архитектуры. Так, фасад австрийского музея «Кунстхаус Брегенц» стал площадкой для временной неоновой установки с названием «Третье тысячелетие». Появление на свет этого масштабного произведения совпало с проходящей там выставкой мастера, которая была связана с проблемами защиты окружающей среды и экологии.

Через четыре года в копилке творческих работ Кита Сонньера появилось еще одно творение, которое до сих пор считается одним из самых больших публичных световых инсталляций Лос-Анджелеса. Созданный объект выполняет функцию постоянного освещения в красно-голубых оттенках, он размещен на здании штаб-квартиры Департамента транспорта Калифорнии.

Идеи, которые уже на протяжении 50 лет воплощает в жизнь Кит Сонньер, можно назвать подлинно концептуальными, так как именно с подобных экспериментальных художественных работ начиналось искусство, называемое «современным». Находясь в числе таких послевоенных художников и скульпторов-новаторов, как Ева Гессе, Йозеф Бойс и Роберт Моррис, Сонньер оспаривал предвзятые представления о глобальном искусстве в целом и скульптуре в частности.
 


Автор: Светлана Яруллина